Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Существует ли "исламский терроризм"?


Когда несколько дней назад на нашем портале появились первые материалы досье "Исламский терроризм", помимо естественного интереса к весьма горячей теме мы получили, прежде всего от читателей мусульман, упреки в том, что использованием подобной терминологии мы подогреваем "религиозную вражду". "Ведь никто же не называет хулиганящих скинхедов "христианскими террористами"? Так почему же бандиты — "мусульманские террористы"?" — спрашивали нас. Над этим вопросом действительно стоит призадуматься, тем более, что термин "исламский терроризм" и в самом деле звучит для мусульман достаточно обидно.

Определяемое в данном словосочетании, все-таки, слово "терроризм", а "исламский" — определение, поэтому уместно начать именно с "терроризма". Это сложное социальное явление отличается от простого бандитизма тем, что террористы практикуют насилие во имя высоких целей, во имя определенных идеальных задач, причем даже при криминализации террористических структур, в них все равно оказывается достаточно идеалистов, пусть и очень специфических идеалистов. Если этого нет, то структуры перестают быть террористическими, становясь криминальными. Терроризм — это всегда насилие во имя идеи, причем в расчете на то, чтосправедливость насилия будет признана обществом или, хотя бы, его частью. Бандит нуждается в деньгах, адреналине и прочих материальных переживаниях, террорист нуждается в одобрении, в том, чтобы нашлось хотя бы несколько человек, которые разглядят в убийствах и взрывах несколько большее, чем просто взрывы и убийства — призыв, протест, символ, священную борьбу. Поэтому не случайно, что террористы чаще всего квалифицируются экспертами именно по тем направлениям, в которых они ищут признания своих действий и по тем идеям, во имя которых они приносят на алтарь террора чужие и свои жизни. Существует терроризм во имя социально-политических идеалов — более влиятельный — левый, менее влиятельный, но тоже весьма кровавый, — ультраправый. Существует терроризм во имя национальной идеи. Наконец, существует терроризм во имя идей религиозных — причем не только ислама, но и, скажем, сикхизма, или учения Аум Синрике (если вспоминать наиболее громкие террористические акты имевшие "религиозную" подоплеку).

Так получилось, что влиятельных христианских террористических групп нет,они существовали в древности и средневековье (например — циркумцеллионы), доживи они до сего дня — мы говорили бы и о христианском терроризме, но сегодня их нет. Даже обе стороны террористов в Ирландии, пусть и разделяемые как "протестанты" и "католики" все-таки борются за ирландский и британский национальный идеалы, а не за религию. По тем или иным причинам христианство оказалось непопулярным идеальным основанием длятеррора. Другое дело с исламом — существует очень много террористических групп, которые охотно используют исламскую риторику, сочетая ее с террористической технологией. И не только риторику — очень трудно обвинить шейхов Ахмеда Ясина, лидера "ХАМАС", или Омара Абдул Рахмана, вдохновителя "Братьев мусульман" в незнании ислама или в не следовании мусульманским предписаниям. Одни мусульманские богословы могут спорить с другими о допустимости террористических методов, могут даже проклинать друг друга, но умма устроена так, что "отлучить" от нее за терроризм нет никакой возможности, и что в лучшем случае сторонники "террористического ислама" выделятся в отдельную ветвь исламского сообщества. Превратиться в немусульман смогут только сами террористы-мусульмане, если захоятт основать свою новую, специфическую религию. Спору нет, с социологической точки зрения, между традиционным и террористическим исламом — пропасть, она никак не оформлена институционально.

Поэтому термин "исламский терроризм", как это не печально, все-таки имеет право на существование, означая направление терроризма, который в качестве своего идеального основания использует ислам и исламские лозунги. Этот термин больше говорит о соответствующем направлении терроризма, чем об исламе, коль скоро такая большая и богатая религиозная традиция не может сводиться ни к терроризму, ни к примитивному фундаментализму, ни к агрессивной воинственности — о чем, правда, очень часто забывают некоторые борзописцы, привыкшие работать большими площадями вроде "исламский фанатизм", "конфликт ислама с христианством" и проч. Но увы, коль скоро невозможно институциональное отлучение террористов от ислама возможностей считать "исламских террористов" немусульманами, а их подход к исламу неисламским нет никакой возможности, особенно с учетом того, что значительная часть мусульманских масс их считает не просто мусульманами, а лучшими из мусульман. Безусловно, для мусульманина, термин "исламский терроризм" неприятен и огорчителен, но придумать ему адекватную замену будет, увы, непросто.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования