Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Заместитель министра во внешним связям, межнациональным отношениям, печати и информации Чеченской Республики ВАСИЛИЙ СВЕТЛИЧНЫЙ: "В средних школах необходим курс религиоведения"


"Портал-Credo.Ru":  Василий Иванович, какие религиозные группы существуют сегодня в Чеченской Республике?

Василий Светличный: Подавляющее большинство – мусульмане, есть и христиане. Прежде всего, последователи Православной Церкви. У Православной Церкви в Грозном один храм – святого Михаила Архангела, восстановленный практически с нуля с помощью, в том числе, и президента республики Рамзана Кадырова. У нас есть батюшка, но он пока один на два прихода – в Ингушетии и в Грозном. Ему, конечно, трудновато, но и нам трудновато. Ведь нужно чаще исповедоваться, беседовать со священником. И у батюшки планов громадье – есть желание, например, открыть воскресную школу. Но для этого священнику надо постоянно находиться в столице республики. Также планируется открыть по одному приходу в Шелковском и Наурском районах. На большее мы не рассчитываем – слишком мало осталось русского населения: в Шелковском районе – четыре тысячи - и около трех тысяч в Наурском. Другие конфессии фактически не существуют и не имеют регистрации – есть только известные нам отдельные верующие, например, буддисты. Сейчас более-менее конкретно идет разговор о возрождении еврейской общины, однако во что это реально выльется – пока неясно.

Вопрос о межрелигиозных отношениях четко прописан в концепции межнациональных отношений в нашей республике, и полагаю, что никаких проблем в строительстве православных храмов или их деятельности возникнуть не должно.

Подавляющая часть населения относится к верующим с уважением, тем более, если они ведут себя достойно, в соответствии с принципами своей веры. Не всё, конечно, гладко, особенно на бытовом уровне, но эти шероховатости не являются определяющей тенденцией. В то же время можно отметить поистине титаническую работу властей республики по приведению в порядок православных кладбищ.

– Остались ли в республике религиозные евреи?

– Статистических данных у меня нет, могу только судить по встречам с конкретными лицами, которые ко мне приходили. В настоящий момент вопрос о возрождении общины не стоит. Вопрос о восстановлении синагоги несложен. Главное, чтобы набралась реальная община.

– Выстраивается ли на данном этапе какая-то политика по отношению к доминирующей в республике религии – исламу, по определению его роли в мирном строительстве?

– Сейчас взят курс на возрождение традиционных форм ислама. Делается акцент на то, что ислам – это, в первую очередь, религия милосердия. Если ты немилосерден, то при соблюдении даже всех остальных принципов религии к Всевышнему тебе не пробиться. Ислам, как и христианство, - очень конструктивная религия на уровне основных положений. В ней очень четко выражено стремление к миролюбию и интеллектуальному развитию. Например, считается нежелательным поступком, если ты узнал что-то и не передал это свое знание другим. Поэтому ислам никоим образом не мешает развитию наук и ремесел.

Во время войны на чеченскую землю пришла чуждая идеология. И пока народ разобрался, что к чему, много времени прошло – ведь внешне эта идеология была очень привлекательна. Это сделало свое черное дело, особенно в отношении молодежи. Ведь в условиях военного времени духовная традиция, по сути, оказалась прерванной. Кроме того, обозначилась и новые проблемы, теперь уже с другой стороны – наркотики, игромания.

Есть и поныне ряд лиц, по-своему пытающихся трактовать Коран. Мы работаем с ними, пытаемся показать, что когда в основе лежит не слово Аллаха, а его интерпретация, причем ложная, то это приведет, в конечном итоге, и к ложным результатам. Кстати, наше министерство также участвует в этой работе.

Я везде рассказываю, как у нас в республике президентом быстро и решительно были разрешены проблемы с игорными заведениями и распространением наркотиков – буквально в течение двух дней. В данном случае успеху способствовало то, что совпали интересы общества и власти.

– Как у вас решается вопрос с введением в школах религиозных образовательных курсов?

– Думаю, что с этим вопросом лучше обратиться в Министерство образования – это его компетенция. Если же хотите знать мое личное мнение, в школах необходимо религиоведение. Почему? Исламу учат в семье, а также в мечетях, куда дети ходят вместе с родителями и где организованы воскресные школы. Сравнительное религиоведение учит терпимости, хотя мне и не совсем нравится это слово, поскольку оно имеет более широкое значение. Очень эффективно будет такое обучение, если рядом поставить Тору, Библию и Коран. Ведь, по сути, это одна религия – только лишь обрядовая сторона различается. А внутренняя сердцевина – это Единобожие, и везде говорится о милосердии. В Коране ясно написано, что Аллах послал Муссу-Моисея, Ису-Иисуса и Мухаммада с одним и тем же посланием и спрашиваться с людей будет за то, как они жили в соответствии с этим посланием. И там же сказано, что если бы Аллах захотел, то он создал всех одной общиной, но он сделал людей разными с тем, чтобы они познавали друг друга, а если и соперничали бы, то только в благочестии. Думаю, что если дети разных исповеданий – христиане, мусульмане, буддисты узнают об этом еще со школьной скамьи, то у них во взрослой жизни не будет вражды друг к другу на религиозной почве. И религия станет не разъединяющим, а объединяющим фактором.

Беседовал Валерий Емельянов,
для "Портала-
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования