Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Исламский культуролог ДЖАННАТ СЕРГЕЙ МАРКУС: "Решение о бюджетном финансировании исламского института в Чечне - зеркальное отражение неконституционных "изысков" Московской патриархии"


"Портал-Credo.Ru":  Джаннат-хаджи, Вы - один из подписавших Заявление мусульманской общественности "Клерикализм - угроза национальной безопасности России". Там отстаивается светский характер образования и разделение религии и государства во всех сферах на основе Конституции.  Как Вы прокомментируете вчерашнее решение председателя правительства Чеченской Республики Одеса Байсултанова, подписавшего распоряжение 329-р о создании в Грозном Чеченского исламского института за счёт средств городского бюджета, по статье расходов на образование? Правозащитники возмущены новой инициативой чеченского руководства. По их мнению, финансирование исламского вуза не соответствует основам Конституции, гарантирующей отделение Церкви от государства.

Джаннат Сергей Маркус: Правозащитники бесспорно правы. Конституция принимается не для того, чтобы на местах бесконечно изыскивались причины её обойти. Мы никогда не построим гражданское общество, если будем жить по старинке: "Закон что дышло". А мусульмане - в принципе "люди договора" - должны соблюдать свой договор с государством. Ты гражданин РФ - значит, ты принял её Конституцию как кодекс своих прав и обязанностей.

Однако в этой ситуации отразились как минимум две нерешённые проблемы. Первое. Отсутствие государственного органа, наподобие Министерства по делам религий, приводит к вялотекущему хаосу по всей стране и по всем конфессиям. Ожог, полученный нами от Комитета по делам религий при Совмине СССР, был сильным - и есть силы, которые стремятся всем внушить мысль об абсурдности возрождения такого государственного института. Но при строительстве сложного и многовекторного демократического государства нельзя не иметь такого органа. 

Уверен, что Министерство образования не допустило бы массовых нарушений Конституции (обязательного внедрения ОПК в школы), в областях не было бы массового использования государственных средств и "добровольно-принудительной системы" при постройке новых православных храмов. Также не было бы массовой ксенофобии, исламофобии и сектофобии в СМИ, если бы эти вопросы контролировали ответственные люди с государственным менталитетом.

Кстати, последний руководитель советского Комитета по делам религий К.Харчев недавно в интервью с горечью заявил, что одна из задач его ведомства даже тогда была - остановить, снизить воровство госсредств через "непрозрачную теневую экономику Церкви, а сейчас никто об этом вовсе не думает".

Итак, конкретное событие в Чечне - зеркальное отражение тех неконституционных "изысков", которые стали массовыми в практике РПЦ МП. И нужен централизованный орган, способный решать такие вопросы - в рамках закона.

Второе. Если просто по-житейски взглянуть на то, что нам оставил атеистический режим - то как же не возрождать храмы, монастыри, семинарии и институты! Да, их надо возрождать. Но у самих верующих, у религиозных организаций на это денег нет. Копившееся веками было за 70 лет советской власти безжалостно уничтожено - как же это восстановить в одночасье? А время не ждёт - если не работать, следующие поколения буквально духовно одичают на наших глазах.

Думаю, этот вопрос должен быть предметом общественных дискуссий. Моё предложение - государство должно открыто заявить о трагедии тех 70 лет, о необходимости создать фонд (скорее всего, общественно-государственный, с конфессиональными подразделениями), цель которого - "внутренняя контрибуция" религиозным общинам. Только сильное государство может взять на себя такую общенациональную инициативу: принеся покаяние за разгромы 1917-1991 годов, выделить финансовые, организационные ресурсы, компенсирующие утраты религиозных общин. Естественно, что такая работа должна быть прозрачна для общества, а его программы - строго целевыми и ограниченными в сроках. В целом работа может продлиться, к примеру, 20-25 лет, после чего все религиозные институты будут предоставлены самофинансированию.

Тогда не будет тех "игр в тёмную", к которым общество привыкло с ельцинских времён. Тогда и финансирование Исламского института в том же Грозном можно троекратно увеличить, но одновременно обусловить договором с конкретным сроком  действия, после чего, повторюсь, отдать его на финансирование самих мусульман. Если же верующие не смогут обеспечивать его - значит, это сообщество не созрело граждански и финансово. Зачем тогда государству тратиться на неспособных к работе?

- Это глобальные размышления. А что же конкретно делать сейчас с решением о грозненском Институте?

- Я не госчиновник и не отвечаю за народные деньги бюджета. Но, как гражданин и мусульманин, уверен - пусть этот случай станет последней каплей "антиконституционных изысков". Нужна общественная дискуссия по этим вопросам и ясная государственная воля для наведения порядка в государственно-конфессиональных отношениях. 

Беседовал Исмаил-Валерий Емельянов
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования