Портал-Credo.Ru: Г-н Гиваргиз, в качестве одной из основных предпосылок возникновения и существования ассирийской проблемы называют нынешнюю Конституцию Ирака. Почему?
Ашшур Гиваргиз: Моментов, вызывающих серьезные проблемы, в тексте основного закона Ирака достаточно. Я бы хотел привести только наиболее характерные из них. Так, ст. 2 Основного Закона гласит, что нельзя издавать законы, противоречащие нормам исламского шариата, и - одновременно - что законы не могут противоречить правам и свободам граждан. Но ведь это разноплановые, в чем-то даже противоречащие друг другу сферы. Демократия - это власть народа, ислам – власть Аллаха. Кто же все-таки правит в современном Ираке - народ или Аллах? С этим надо четко разобраться. В ст. 4 говорится о том, что государственными языками являются арабский и курдский. В результате ассирийцам был навязан курдский язык, сегодня активно вытесняющий ассирийский из образовательного и общественного обихода. В статье 125-й перечисляются национальные группы в следующем порядке: туркоманы (местные туркмены - "Портал-Credo.Ru"), ассирийцы и... халдеи. Но ведь последние – это тоже часть ассирийского народа. Налицо попытка раздробить единый народ по религиозным общинам. Это все равно, как если бы в законе России было написано, что в стране живут русские, а также старообрядцы. И, наконец, положения статьи 140-й о нормализации положения в районе города Киркук, по сути, придали постоянный законный статус закону о временном правлении в Курдистане. Именно на основе его положений ассирийское меньшинство оказалось отделенным от процессов земельной реформы и участия в перераспределении национальных богатств страны. Беседовал Валерий Емельянов, для "Портала-Credo.Ru" |