"Портал–Credo.Ru": Г-н министр, в России очень много говорят о пресловутом ваххабизме как об официальной идеологии Саудовской Аравии, причем почти исключительно в негативном контексте. Вы, как официальный представитель этой страны, можете ли сказать, действительно ли Вы обозначаете свою идеологию термином "ваххабизм", и как он влияет на культурную ситуацию в Вашей стране? Ияд бин Амин Мадани: Ваххабизм, строго говоря, не является течением в исламе, и Саудовская Аравия никогда не заявляла, что она является ваххабитским государством. Ваххабизм – движение, названное по имени его основателя шейха Мухаммада ибн Абд уль-Ваххаба. Это движение по сути своей было направлено на то, чтобы освободить человека от любых материальных пут. Вы знаете, что в исламе нет Церкви, нет иерархии и духовенства. Мусульманин – человек, свободный в своем общении с Богом. – Будучи на выставке визуальных искусств из Саудовской Аравии – живописи и фотографии, я обратил внимание на то, что подписи под картинами были очень лапидарными: имя художника или фотомастера и техника исполнения, например, "Холст, масло". Это навело на мысль о том, что в соответствии с духом шариата все эти произведения рассматриваются как некая фиксация окружающей действительности, а вовсе не акт творчества, которое является прерогативой исключительно Всевышнего. Как вообще оценивается с точки зрения той достаточно жесткой системы исламского права – фикха, что в Саудовской Аравии существуют визуальные искусства? – Cудя по Вашему вопросу, Вы посетили саудовскую выставку и смогли познакомиться с разнообразием культурных течений и художественных школ, существующих в нашей стране, представленных как фотографиями, так и произведениями живописи. Если Вы видели это разнообразие, то сами могли прийти к выводу, что художник и его творчество, его убеждение, его толкование действительности воплощается таким образом, каким он хочет его изобразить. Если бы художники Саудовской Аравии руководствовались какой-то единой заданной установкой, то Вы бы видели на выставке сплошное однообразие. Но было представлено совершенно иное. Что касается подписей, где указаны только имя художника и техника исполнения, то это скорее свидетельство некоего недостатка в организации выставки, не более того. Беседовал Валерий Емельянов, для "Портала–Credo.Ru" |