"Портал-Credo.Ru": Отец Михаил, Вы, конечно, знаете о скандале, который разразился вокруг обращения епископа Анадырского и Чукотского РПЦ МП Диомида (Дзюбана). Что бы Вы могли сказать по этому поводу? Протоиерей Михаил Ардов: Мне кажется, что это очень и очень важное событие, которое дает нам, истинно-православным людям в России и во всем мире, некоторую надежду. Надежду на оздоровление некой части Московской патриархии. – Скажите, пожалуйста, по Вашим предположениям, найдутся ли еще архиереи, которые открыто встанут на сторону владыки Диомида? – Это очень маловероятно, потому что там с советских времен происходит очень строгий отбор. Там диссидентов не терпели и терпеть не будут. Правда, сейчас, когда советской власти в ее классическом виде нет, естественно, у владыки Диомида гораздо больше шансов устоять, чем было, например, у епископа Новосибирского Павла или у епископа Ташкентского, потом Калужского Ермогена (Голубева): им, естественно, рот затыкали сразу же. И никто о них толком ничего не знал и не слышал. Мне кажется, что к епископу Диомиду сейчас устремятся очень многие здоровые силы – клирики и миряне, которые понимают весь ужас положения православия в мире, то есть то, что, собственно говоря, православных, неэкуменических, неновостильных Патриархов нет в мире, что идут безобразные контакты, канонически запрещенные, с еретиками и так далее. И вот, к этому епископу, естественно, многие люди в Московской патриархии устремятся. Но что еще интересно, это выступление в каком-то смысле срывает парадность, торжественность того самого капитулянтского акта со стороны Митрополита Лавра и Зарубежной Церкви, который намечен на май этого года. Я думаю, что кое-кто из зарубежных – и клириков, и мирян (я уже на епископов не надеюсь), может очнуться от некоторой летаргии и понять, куда ведет их Митрополит Лавр и его предательский Синод. – Как Вы считаете, могут ли последовать какие-то реальные кары в отношении епископа Диомида со стороны патриархийного священноначалия? – Думаю, что последуют. Поскольку в Московской патриархии вообще никогда не было церковного суда, они могут его просто, нарушая православные каноны, отправить на покой. – Но он же молодой – 1961 года рождения? – Они могут отправить на покой с равной степенью вероятности и молодого, и старого, и какого угодно. Хотя это все, повторяю, вопреки канонам Православной Церкви, потому что епископа нельзя просто запретить в священнослужении. Епископа нельзя лишить кафедры, епископа нельзя даже перевести на другую кафедру без Церковного суда, которого у Московской патриархии не существует. Поскольку Московская патриархия является церковным воплощением КПСС, то как та переводила или снимала секретарей обкомов, точно так же и так называемый Священный Синод и глаголемый святейший Патриарх обращаются с епископами. Но в православии такая процедура не предусмотрена. - По этому поводу уже высказался отец Владимир Вигилянский, и он сказал: "В первую очередь смущает то, что группа людей, подписавшая это письмо, взяла на себя роль Архиерейского Собора, Священного Синода и Патриарха, которые имеют право обращаться ко всем верным чадам Русской Православной Церкви. В данном случае мы видим нарушение внутрицерковной дисциплины". Насколько это соответствует истине? – Это игнорирование всей истории Православной Церкви. Преподобный Максим Исповедник обращался к полноте Церкви и отказывался причащаться со всеми Патриархами, существующими в мире. В истории Церкви бывали и такие моменты, когда истину спасали даже не епископы. Ересь Нестория впервые была обличена простым прихожанином, который, слушая проповедь этого еретика, громко воскликнул: "Хула на Пресвятую Богородицу!" Так что уж епископ тем более может это делать. Бывают такие ситуации, когда невозможно или аморально руководствоваться бюрократическими правилами. – А вообще-то такие правила есть на самом деле? – Это ерунда. Я думаю, что в истории Церкви мы найдем много подобных писем, когда архиереи, обличая кого-то в ереси, обращались вообще ко всем православным, понимая, что Церковь в опасности. – Может ли последовать наказание более суровое, чем выведение за штат? – Я думаю, что данный вопрос будет решаться между членами Синода и администрацией президента. И предсказать исход этих переговоров мы не можем. Беседовал Владимир Ойвин, "Портал-Credo.Ru" |