"Портал-Credo.Ru": Нафигулла-хазрат, насколько, по-Вашему, обоснованны опасения мусульман в связи с реставрационными работами на Храмовой Горе в Иерусалиме? Нафигулла-хазрат Аширов: Здесь, говоря об обоснованности опасений мусульман, следует заметить, что опасения высказывают не только мусульмане. Это было бы слишком узким видением вопроса. Опасения высказывают специалисты, занимающиеся непосредственно строительством и планированием на Храмовой горе. И даже Кондолиза Райс, при всем ее, скажем так, субъективном отношении к исламу и исламскому миру, высказала несогласие и сожаление о том, что ведутся такие работы. По ее мнению, это нанесет ущерб не только третьей святыне ислама, но и палестино-израильским, мусульмано-израильским отношениям, что в контексте нынешних событий на Ближнем Востоке имеет огромную важность. - В мусульманских кругах, особенно в Палестине, говорят об иудаизации Иерусалима как опасности для ислама. Вы лично видите в этом какую-либо опасность? - Этнические чистки, либо изменение демографической ситуации в том или ином регионе, никогда не приветствовались международным сообществом. С Иерусалимом такой случай как раз и происходит, когда израильские организации скупают, либо иногда просто вынуждают палестинцев продавать недвижимость в Восточном Иерусалиме. Таким образом идет систематическое заселение Восточного Иерусалима, традиционно арабо-мусульманского, представителями других национальных и религиозных групп.
- И последний вопрос. Ваше личное мнение: кто имеет духовное право молиться на Храмовой горе - мусульмане, иудеи, либо это место по праву принадлежит представителям обеих священных религий? - В этом вопросе нужно исходить из того, что мы имеем на сегодняшний день. А на сегодняшний день на Храмовой горе расположено мусульманское владение - вакф. Это комплекс третьей по значению мусульманской святыни аль-Акса и мечеть Купол скалы. Весь этот комплекс упоминается в Коране и почитается мусульманами как место, где произошло чудесное вознесение пророка Мухаммада (пусть будет мир над ним). Если же мы сегодня начнем археологические раскопки в том или ином регионе, то конечно же, под пластами земли мы найдем следы присутствия различных культур. Например, в тысячелетней Казани мы найдем более ранее присутствие доисламской тенгрианской культуры, на славянских христианских землях - присутствие ираноязычных скифов. Но если сегодня на этом основании мы будем доказывать преимущественные права одних этнических групп над другими или использовать археологические аргументы в качестве орудия политического шантажа, то ничего в результате, кроме войн и конфликтов, мы не получим.
Беседовал Валерий Емельянов, для "Портала-Credo.Ru" |