Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Прихожанка Сурожской епархии с 1974 года, преподаватель РГГУ АННА ШМАИНА-ВЕЛИКАНОВА: "Есть версия, что все происходящее в Сурожской епархии нацелено против митрополита Кирилла (Гундяева)"


Портал-Credo.Ru: Как Вы отнеслись к тому, что епископ Василий (Осборн) принят в Константинопольскую патриархию?

Анна Шмаина-Великанова: Отрадно, что владыка Василий и его паства не остались на улице. Разумеется, епископ Василий не мог выдержать в тех условиях, в которые он был поставлен. Но очень грустно, что Сурожской епархии больше нет. Во всяком случае, нет в том виде, в каком она была создана Владыкой Антонием.

- Может быть, епископу Василию не стоило уходить?

- Наверное, стоило как-то тянуть время, терпеть... Потому что есть версия, что все происходящее нацелено против митрополита Кирилла (Гундяева), которому не удалось, как вы знаете, вернуть храм в Ницце (и вряд ли дело там завершится в пользу ОВЦС), не удастся вернуть, скорее всего, и лондонский Успенский собор - так что весь затеянный поход за недвижимостью может провалиться, и митрополит Кирилл может потерять свой пост.

Но, конечно же, у владыки Василия уже просто не было сил. Продолжать мог бы покойный владыка Антоний, но он такой, как вы понимаете, был один на всем белом свете.

- Ходят слухи, что новым главой епархии могут назначить архиепископа Марка (Арндта) из РПЦЗ(Л), который почему-то состоит в комиссии, расследующей ситуацию в Суроже, не будучи при этом даже клириком Московской патриархии...

- Владыка Марк давно подкапывался под Сурожскую епархию, он даже был у владыки Антония (незадолго до его смерти) с далеко идущими планами. Но визит успехом не увенчался.

- Кому достанется Успенский собор?

- А вот с собором ситуация, на мой взгляд, еще более прозрачная, чем с храмом в Ницце, потому что в 70-х годах, когда в храме хотели создать китайский ресторан, он был выкуплен приходом. В выкупе участвовал и соборный хор, и знаменитый певец Николай Гедда, живущий в Швеции. Храм был выкуплен именно прихожанами и жертвователями, таково было и желание владыки Антония, дабы не было никакой ни от кого зависимости, так что... Хотя, конечно, будут тяжбы...

- Говорят о том, что новые в приходе люди, числом в сто тысяч человек, недовольны тем, что не понимают службу по-английски, в чем и состоит причина конфликта...

- Ну какие сто тысяч?! Во-первых, разве все те десятки тысяч русских людей, что сегодня оказались в Лондоне, потому что им там лучше жить, чем в Москве, - православные или вообще даже христиане, верующие, наконец? Кроме того, многие из тех, кто приходит в храм, язык прекрасно знают, понимают - это не только состоятельные, но и образованные люди. Говорили даже, что видели в храме Березовского, и что он хотел войти в контакт с владыкой, правда, не без финансовых моментов, что, как вы понимаете, на владыку никак не действовало. Кстати, абсолютно точно, что прихожанином церкви является Юлий Дубов - богатый человек и автор известной книги "Большая пайка".

Потом - что касается языка. Когда я приехала в Лондон, я ничего не понимала по-английски, но это никак не было препятствием для меня. Так вот - в этом ли вопрос?.. Не в вере ли, не в церковной ли традиции, в следовании ей? Я расскажу вам абсолютно реальный случай, происшедший еще при жизни владыки Антония на Рождество, когда он говорил проповедь в храме. И некая дама, что называется, "в соболях", решила прикурить от свечи. И тут же другая - тоже при соболях или, может быть, в шиншилле - тут же отреагировала: "Что ты делаешь?! Владыка кашляет, а ты куришь!" Может быть, не следовало все-таки их оставлять, а нужно было продолжать попытки их воцерковления, их жалко. Но, наверное, без владыки Антония не получилось...

- А какова роль в происходящем епископа Илариона (Алфеева)?

- Он не сразу оказался предателем. Он ведь был духовным чадом владыки Антония, который окормлял его в течение 15 лет, который его очень любил, можно сказать, вырастил его и пестовал и в те годы, когда тот учился в Англии (он ведь вообще-то по природе своей такой кабинетный ученый, который хотел стать профессором Кембриджа). Но потом, когда епископ Иларион приехал из Москвы с имущественными уже целями от владыки Кирилла, митрополит Антоний спросил его: "Что с тобой?" И он ответил: "Я почувствовал власть". Он перевоплотился. И владыка, потрясенный произошедшей переменой, предложил ему выбирать служение или власть: "Выбирай - властвовать людьми или служить с нами". То есть чувствовать себя относящимся к клиру там наверху и управлять стадом, которое внизу, то есть быть господином - или принадлежать к собору, к единому народу, быть слугой. Именно такова позиция Сурожской епархии.

Драма епископа Илариона - в искушении властью. И это несколько иное, чем то, что мы наблюдаем в ОВЦС, - жажда завладеть имуществом. И вот тут надо сказать особо. Ведь тот, кто не верит в жизнь вечную, желает "пожить как следует" в этой жизни. И сегодня произошел сплав всегда в известной степени присущего нашей Церкви интереса к материальной стороне (но прежде он сочетался с глубокой верой, со вниманием к святыне) и марксизма - с тем, что "бытие определяет сознание". Осталась вера в силу привилегий, которые в обязательном порядке должны быть, то есть, попросту говоря, машину не надо покупать, ее надо получить. И отсюда многое происходит. То есть происходит движение против дара, нет движения по законам чуда, происходит вторжение мирских ценностей в Церковь. И для церковного человека это чрезвычайно болезненно.

Но мы отвлеклись... Для владыки Илариона главным было - властвовать, управлять, и он стал устраивать архиерейские выволочки старым клирикам. Он сидел, а они стояли перед ним. Да, здесь, в Москве, к этому отнеслись бы легко и просто, но там - это невозможно. И когда владыка Антоний узнал об этом - это стало для него страшной болью. Он спал по пять часов в сутки всю жизнь, и это все знали. Но тут он утратил сон вообще. И он, вы знаете, себя винил. И все же он просил приходской совет, который хотел изгнать епископа Илариона, еще подождать, еще. Но, увы... Многие говорили потом, что епископ Иларион ускорил кончину Владыки...

- А владыка Анатолий, про которого говорят, что он был прислан следить за владыкой Антонием?

- Вряд ли это было в принципе возможно - следить за ним. И повлиять на него нельзя было. В свое время он и митрополита Никодима не пустил в храм, сказав, что тот прибыл с политическими целями. С епископом Анатолием у владыки были контакты, начиная с 70-х годов, а потом - в 1990 году - епископ Анатолий приехал в Лондон служить, и он всегда был верным помощником митрополита Антония. И после смерти он никогда не сказал ничего против. Но в последнее время, насколько я знаю, он переменился, он сотрудничает с комиссией из Москвы.

- А как вообще удавалось существовать Сурожской епархии столь независимо, даже и при жизни владыки Антония?

- Решающими факторами были личность владыки, устав, написанный им для епархии, который предусматривал выборность священства, полную отчетность, епархиальные собрания с участием всех мирян.

- Но как ему удавалось "выстоять" перед лицом Московской патриархии?

- Видите ли, тогда имущественный вопрос не волновал патриархию, во всяком случае, не волновал так, как волнует сегодня. В Москве были заинтересованы в привлечении верующих, в том, чтобы в Лондоне был такой форпост православия. Тогда ловили души, а не деньги. И терпели Сурожскую епархию, ее свободу, за то, что она росла, что успех миссии владыки Антония можно было приписать себе. Ну и, конечно же, владыка Антоний всемерно оберегал самостоятельность епархии.

- Каким Вы видите развитие ситуации в дальнейшем?

- Суд, всевозможные безобразия и тому подобные вещи.

Беседовал Владимир Волынский,

для "Портала-Credo.Ru"

Фотография: Свято-Филаретовский Институт


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования