Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Исламский культуролог ДЖАННАТ-СЕРГЕЙ МАРКУС: "Первое место в межрелигиозной практике принадлежит Католической Церкви"


Впервые в России 24 ноября прошла конференция "Ислам и христианство: на пути к диалогу" между лидерами российского католичества и ислама, с участием представителей РПЦ МП и экспертов. Она была посвящена 40-летию Декларации о нехристианских религиях "Nostra aetate". Д.-С.Маркус сделал на ней доклад "Франциск Ассизский и Ислам".

Портал-Credo.Ru:  В жизни Вам пришлось близко соприкоснуться с практикой двух религиозных систем - Православия и Ислама. Каков Ваш личный, может быть и немного субъективный, взгляд на такой вопрос: где все-таки больше возможностей для установления современного межрелигиозного диалога - в Православии, или в той форме Ислама, которая существует в нашей стране?

Джаннат-Сергей Маркус:  Возможности есть у всех – это общее наследие Авраама (Ибрахима, мир ему!), но не у всех есть к тому воля, профессиональные институты и кадры. 24 ноября конференция была построена в четырехстороннем формате: выступали католики, мусульмане, православные и светские эксперты.

Межконфессиональная работа вообще напоминает саперов, которые метр за метром освобождают минное поле от заложенных столетиями мин. Здесь каждое слово, интонация, оттенок – или взрывают или излечивают.

В октябре-ноябре этого года некоторые саперы "подорвались на минах". Крайне важный для России духовно и геополитически диалог РПЦ МП с Ватиканом, увы, свелся к "проблемам прозелитизма" и "униатства", затормозил былое плодотворное сотрудничество. Главный раввин Рима Риккардо ди Сегни отказался присутствовать на торжествах в честь "Ностра этате", поскольку в качестве одного из основных докладчиков выступал кардинал Жан-Мари Люстижье – еврей, обращенный в католицизм. Работник ОВЦС МП Роман Силантьев, издавший пасквиль под видом исследования о новейшей истории ислама в России, оскорбил мусульман страны и вынудил как уфимский, так и московский муфтияты поставить под сомнение участие в Межрелигиозном совете России.

В противовес этим провалам на межконфессиональном поле, московская конференция была конструктивно-рабочей. Но, естественно, выявилось, что католическая Церковь готова к ней лучше: она хорошо структурирована и оперативно формулирует и выдает реакцию на современные реалии. Она имеет институт Папства, Вселенских Соборов, специализированных Комиссий и институтов, которые по всему миру каждодневно и с усердием, как пчелы мед в соты, собирают информацию и анализируют ее. В России конфессиональные институты для межрелигиозного диалога стали развиваться лишь после краха атеистического режима – мы свободно, без госатеистического заказа, занимаемся этим лет 10, от силы 15, а католики после "Ностра этате" уже 40! Потому неудивительно, что с Ватикана берется пример.

Принятие социальной доктрины РПЦ МП концептуально спровоцировано соответствующим корпусом ватиканских документов, которые разрабатывались еще в XIX веке. Вслед за православными подобную работу провел Совет муфтиев России, создав социальную доктрину российских мусульман.

Что касается мирового ислама, то здесь нет единого института, собирающего подобную информацию, но есть отдельные центры, где авторитетные алимы издают фетвы по тем или иным вопросам современного общества. Например, в шиитском Иране работает Центр по сближению мазхабов, который постепенно, шаг за шагом, но успешно разбирает "завалы", скопившиеся в отношениях между различными течениями в исламе. Консолидированный ответ на проблемы мазхабов дан в Амманской Декларации 06.06.2005 г.

Что касается России, то надо осознавать, сколь тяжелые потери понесла Умма еще со времен Ивана Грозного, затем до 1905 г. в Российской империи, затем при атеистах-коммунистах, и как трудно восстановить традицию алимов-ученых! Однако, изо всех исламских организаций лишь Совет муфтиев России способен к современной профессиональной межконфессиональной работе, как в духовном и в интеллектуальном плане, так и по наличию кадров. Но не будем забывать, что СМР представляет лишь одну из реалий – суннизм ханафитского мазхаба.

Интересно, однако, что потенциально к диалогу была готова лучше именно исламская сторона: ведь еще в Коране даны правила совместного проживания правоверных с "людьми Писания" (христианами, иудеями, зороастрийцами), более того, есть Мединское Соглашение и многовековая практика принятия христиан "под защиту исламского государства" и наказ "не препираться о вере с людьми Писания", но "соревноваться в благочестии"!

Итак, можно подытожить: ислам давно готов к диалогу с христианством в теории, но католичество динамично реализует свои новые разработки на практике. Хочу еще добавить: в потоке теоретических рассуждений вдруг обнаруживаются подлинные сердечные порывы. Так, Генеральный секретарь Конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский заявил, что каждый участник диалога должен спросить себя: "зачем лично я участвую в этом, если не для углубления моего личного постижения Бога?!" А православный профессор Анатолий Красиков призвал всех православных и мусульман к такому же труду покаяния, какой проделала католическая Церковь: "Представьте, сколь трудно было переосмыслить свое историческое прошлое сначала перед лицом Божиим, а потом еще совершить покаяние перед людьми и принести плоды покаяния!"

Так инициаторы все-таки католики?

Инициатором скорее можно назвать православного интеллектуала Алексея Бодрова, ректора Библейско-богословского института, известного своей открытой позицией по отношению к различным конфессиям и диалогу между ними. Там работает ведущий в России эксперт по истории христианско-мусульманских отношений Алексей Журавский. Опыт католичества дает методологическую основу для диалога всем остальным религиям. А организационно – первый шар был брошен Бодровым в сторону католиков, а уже они переправили его Совету муфтиев России, далее – РПЦ МП и религиоведам. Нужно сказать: все попали в цель!

Конференция оказалась удачной и диалогичной, не вылившись в перечисление взаимных упреков, будь они мифическими, или же оправданными исторически. Вспомнилась философская "игра в шар", описанная Николаем Кузанским.

Главный итог конференции – создание фундамента для будущих совместных действий в противостоянии "цивилизации смерти". Это определение современного "общества потребления", данное Иоанном Павлом Вторым. Верующие авраамической традиции, будь то христиане, иудеи или мусульмане, оказались перед угрожающим вызовом, на который наиболее эффективно отвечать вместе – как сыны Авраама (Ибрахима, мир ему!).

Беседовал Иван Нелюбов,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования