Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Аналитик Общероссйского общественного движения "За права человека" ЕВГЕНИЙ ИХЛОВ: "Гимн РФ оскорбляет не только атеистов, но и тех христиан, кто чистосердечно верит в буквальность того, что написано в Библии"


Портал–Credo.Ru: Как Вы относитесь к иску в Конституционный суд РФ в связи с использованием в государственном гимне России слов "Бог" и "священная наша держава"?

Евгений Ихлов: В свое время наше движение "За права человека" поддержало эту идею. Она возникла в ходе работы Всероссийского чрезвычайного съезда в защиту прав человека, состоявшегося 20-21 января 2001 года, но реализовалась только сегодня. Напомню, что наш гимн был заменен на нынешний в декабре 2000 года. Хочу подчеркнуть, что это иск не против гимна – такие иски Конституционный суд не рассматривает, а против Конституционного закона о гимне.

Морально я эти действия и эту позицию поддерживаю, несмотря на то, что я верующий человек. Упоминание Бога есть в национальных гимнах ряда стран, например Венгрии, в котором есть слова: "Бог, мадьярам помоги!". В Англии поют: "Боже, храни королеву!", но там конституционно закреплена, как государственная, Англиканская Церковь. Россия же, по действующей Конституции, является светским государством. Поэтому требовать от ее граждан почитания гимна, при исполнении которого они должны идти против своей совести – неконституционно. Наш гимн излагает некую идеологию, которая базируется на двух столпах: первый – наличие Бога, второй – священный характер державы, который прокламируется. Таким образом, Россия подается не просто как держава, но держава, имеющая сверхценный и сакральный характер.

Если вспомнить приговор Таганского районного суда по делу об устроителях выставки "Осторожно, религия!" в Сахаровском музее-центре, то по нему десакрализация священных символов является у нас уголовно наказуемым преступлением. Теперь нам остается только ждать, насколько вольным окажется толкование этого приговора. Но это все из серии "Юристы шутят". А если говорить серьезно, то пение и отдание чести нашему гимну вставанием заставляет атеистов, а также тех верующих людей, которые совершенно искренне считают, что государство не может быть священным, идти против своих убеждений. Так православный священник отец Глеб Якунин считает сакрализацию государства недопустимым для христианина язычеством. Исполнение этого гимна противоречит не только совести атеиста, но также и тех наиболее последовательных монотеистов, в том числе и христиан, которые считают, что государство, тем более, имперское, не может быть священным по определению.

Я могу сослаться на книги ветхозаветных пророков Даниила и Иезекииля, на апокалиптические видения апостола Иоанна Богослова, в которых государства предстают в виде совершенно ужасных чудовищ. Так вот, сакрализация этих чудовищ, с моей точки зрения, должна истинно религиозное сознание коробить. Поэтому этот гимн оскорбляет не только атеистов, но и тех христиан, кто чистосердечно верит в буквальность того, что написано в Библии и хочет следовать тому, что было сказано ветхозаветными Пророками и записано новозаветным Апостолом. Их можно назвать и христианскими фундаменталистами, воспринимающих Библию как Богоданность, а не как некий исторический памятник, вокруг которого можно накручивать идеологические и политические спекуляции.

Почему иск направлен только против закона о гимна, а не касается также закона о гербе, наполненном христианскими крестами?

Герб – исторический символ государства, который в этом виде существовал века, и в этом смысле его кресты потеряли политическую актуальность. Его символика имеет историческое, а не политическое значение, а гимн является новоделом. В 1993 году, выступая перед Конституционным Совещанием, Б.Н. Ельцин заявил, что советская власть была незаконной. Если попытаться пойти законным путем и восстановить легитимность того, что было прервано Октябрьским переворотом 1917 года, если речь зашла о возвращении к исторической России, то сначала надо было восстановит гимн России "Боже, царя храни!". Но тогда это было невозможно. И Ельцин поступил очень изящным образом – он сделал гимном России ее старый неофициальный, как бы теневой гимн – "Патриотическую песнь" Михаила Глинки. А вот слова про Бога и державу – это новодел, а не восстановление исторической атрибутики в рамках возвращения к нарушенному большевистским переворотом. Поскольку этот гимн – новодел, то он является политической актуализацией.

Если в 1917 году 99 % населения России были верующими, то по данным последней переписи таковыми считают себя только 60 % взрослого населения. Это те, кто верит в существование Бога. Но далеко не все эти верующие признают сакрализацию державы. К таковым не относятся мусульмане, иудеи, чтобы ни говорили лидеры их сервильной верхушки (иудаизм отрицает сакрализацию имперской государственности, что было сказано пророками), евангелические протестанты, а также та часть православных, которые не входят в РПЦ МП. Так что этот гимн не выражает даже идеологических позиций большинства. На месте евангелических протестантов я бы давно подал бы такой иск, поскольку их вера основывается на Библии, а не на Сергее Михалкове.

Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал–
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования