Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Руководитель общественной организации "Движение за права человека" ЛЕВ ПОНОМАРЁВ: "Защита национальных или корпоративных интересов, если они ставятся во главу угла, приводит к конфликтам и войнам"


Портал–Credo.Ru: Как бы Вы прокомментировали претензии РПЦ МП на правозащитную деятельность и высказывание по этому поводу зам. председателя ОВЦС протоиерея Всеволода Чаплина о том, что "ценности Отечества, ценности нации и безопасность ближнего" выше ценностей прав отдельного человека?

Лев Пономарёв: А безопасность ближнего разве не является ценностью прав человека?

О. Всеволод ведь еще говорит: "Я абсолютно не понимаю, почему организации, которые считают себя наиболее авторитетными в правозащитной области, защищают по преимуществу людей богатых, известных и влиятельных, тех, на защиту кого даются западные гранты, абсолютно игнорируя реально существующие в стране проблемы в области защиты прав инвалидов, людей, находящихся в домах престарелых в чудовищных условиях"

– Вот это очень важное заявление, потому что не соответствует нашей практике. Я хотел бы разоблачить ту ложь, которую распространяет г-н Чаплин, а уже потом вступать в идеологический спор. Те люди, которые критикуют правозащитные организации за то, что они получают западные гранты и говорят, что якобы, западные гранты идут на поддержку и защиту богатых людей, либо не знают действительности, либо сознательно лгут. Организация, которой я руковожу, – "Движение за права человека", так же как и другие правозащитные организации, действительно существуют за счет западных грантов. Но деятельность нашей организации на 95% направлена на защиту прав людей социально незащищенных. У нас есть открытая общественная приемная, в ней работают юристы, которые консультируют людей, которые не смогли получить помощи ни в какой государственной структуре. Они приходят к нам как в последнюю инстанцию. Наши юристы их консультируют, вступают в переписку с государственными органами, добиваются восстановления нарушенных прав этих людей. Я считаю, что мы выполняем важнейшую социальную функцию в нашем государстве. Именно на эту деятельность расходуются деньги, получаемые с Запада по гранатам.

Если г-н Чаплин имеет в виду, что я публично выступаю в защиту Ходорковского и Лебедева, то эти выступления никаких денег не стоят. Это моя политическая позиция, непосредственного отношения к повседневной деятельности Движения не имеет и оплаты не требует. Почему-то мои высказывания в защиту Ходорковского Чаплин замечает, а ежедневной работы по приему граждан он предпочитает не замечать. Гранты идут на оплату квалифицированных юристов, которые сидят на приеме населения, работу аппарата движения "За права человека", который обеспечивает переписку с госорганами или выступают в защиту обычных российских граждан.

Что касается первого вопроса, то высказывание г-на Чаплина не первое в этом роде. На самом деле Русская Православная Церковь Московского патриархата навязывает правозащитникам дискуссию в области прав человека. Православные утверждают, что западные представления о правах человека, западные ценности для России актуальными не являются и не должны прививаться в российское общество. Что российское общество является обществом православным, оно исторически развивалось под влиянием православной Церкви, а та основными ценностями права отдельного человека не считает.

По их мнению, русское общество знает, где истина, а западное общество этого не знает. Оно запуталось в поисках истины и придумало права человека. А вот русские люди, считают в Моспатриархии, находясь под влиянием православной Церкви, знают, где их истина – им не надо ничего искать. Для них истина в коллективных ценностях, в ценностях государства, в соборности и других ценностях, которые носят коллективный характер. В этом смысле действительно есть противоречие. Западный подход к правам человека отстаивает приоритет индивидуальных прав конкретного человека и только потом уже как вторичные рассматривает права корпораций, объединений людей. Это могут быть и общественные объединения, и религиозные объединения, национальные или расовые объединения и т. д.

Такой подход не случаен. Именно опыт двух мировых войн, особенно Второй мировой войны, опасения Третьей мировой войны, которая может стать последней в истории человечества, потому что она человечество погубит, выработали эту концепцию прав человека. Не случайно именно в 1948 году, сразу после Второй мировой войны были подписаны "Декларация прав человека", которая стала фундаментом для всех остальных документов в этой области. Она составлялась не абстрактными людьми. которые выступали в защиту прав человека, а людьми, которые действительно беспокоили совершенно конкретная проблема – проблема Третьей мировой войны. Именно для того, чтобы её предотвратить, после берлинского кризиса люди, озабоченные проблемой спасения и выживания человечества разработали именно эту концепцию прав человека, основывающуюся на правах отдельного человека. Как ни странно, именно защищая права конкретного человека, мы защищаем человечество.

Это стройная система. Именно этот подход заставил государства, чиновников государственных выстроить такую систему. Ведь "Декларация прав человека" принималась не правозащитниками, а государствами. Здесь глубокая продуманность всего этого дела. А защита национальных или корпоративных интересов, если они ставятся во главу угла, приводят к конфликтам и войнам. Что мы и видим не примере фашистской доктрины, в результате применения которой была развязана Вторая мировая война.

Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал–
Credo.Ru".


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования