Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Македонский Митрополит Струмицкий НАУМ о взаимоотношениях с Сербской Православной Церковью: "Народное «аминь» – существенное и неотъемлемое право верного народа на подтверждение или опровержение решений иерархов"


Портал–Credo.Ru: Владыко, как Вы можете прокомментировать решение Собора епископов Сербской Православной Церкви о наложении интердикта на Македонскую Православную Церковь, и, таким образом, на все православное население Македонии?

Митрополит Наум: Тягостные эмоциональные состояния, такие, как изнуряющее желание расширения границ церковно-государственной власти и фрустрации, полученые от библийскаго и исторического фактов существования македонского народа, также, как и от неосуществлённых "пророчеств" о засыхании отсечённой ветви, от которых не могут избавиться некоторые из членов Собора епископов Сербской Православной Церкви (СПЦ), всё это умножает наш молитвенный труд, капли кровавого пота и воздыхания: "Отче, о если бы Ты благоволил пронесть чашу эту мимо меня! Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет!" Эмоции и фрустрацию (непреобразованные страсти) во время решения каких-либо серьёзных вопросов Церкви необходимо осознать и исключить, а не подпитывать, так как в последнем случае оные вызывают лишь помрачение ума. И, вместо того, чтобы от деятельности епископов была очевидна пастырская забота, и, прежде всего, работа по усилению церковного единства, в нынешней ситуации, когда доминируют страсти, то теряется даже способность объективного рассуждения. В результате доминирования страстей и принимаются церковно неоправданные и необоснованные решения, приводящие к раздорам. А что и кому тогда говорить о просветлении ума и об умносердечной молитве?

Что собирается предпринять Македонская Православная Церковь, провозгласившая автокефалию?

– Македонская Православная Церковь, возобновлённая Охридская Архиепископия, с Божьей помощью, исполнит, т. е. не отступит от пути Христова: Крест, Смерть, Сошествие во Ад, трёхдневное Воскресение и Вознесение на Небеса. Другая сторона в споре, Собор Сербской Православной Церкви, как "мудрый духовник", как кажется, совсем неосознанно, посылает нам необходимые страдания. Разумеется, совсем не обязательно, чтобы нами был пройден путь, пройденный всеми другими поместными Православными Церквами – путь страдания от своих. Совершенно достаточно гонений сегодняшних дней, но это нас не пугает.

Благодарим Господа, что нашу Церковь вели, ведут и будут вести Епископы, прошедшие путь распятия, погребения и воскресения ума в сердце и постоянно показывающие нам пути любви и к недругам. Неужели же те, кто пугают нас судом, думают, что тот, кто принял на себя ярмо Христово, являясь Епископом Церкви в Македонии, предварительно сам себя не осудил на крест и смерть? И что нового скажут нам братья сербские епископы, призывая нас отречься от своих духовных чад, собственной кровью приобретённых, и присоединиться к их политическому проекту, под названием "ПОА" (так называемая Православная Охридская Архиепископия)?

Точно также и первосвященники, вместе с книжниками, старейшинами и фарисеями, посмеиваясь, говорили: "Других спасал, а Себя Самого не может спасти! Если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдёт с креста, и уверуем в Него; уповал на Бога, пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын". (Мф. 27: 41-43).

– Насколько, по Вашему мнению, легитимно решение Собора епископов СПЦ?

Если десять или пятнадцать епископов из Собора в Белграде уже решили принять решение о нашей дискредитации, а при всём том, не узнали откликов на решение в нашей Церкви, то они сильно промахнулись. Особенно потому, что не считаются с народным "аминь", принадлежащим всегда только ему (верному народу) и которого они (епископы) не имеют. Народное "аминь" – существенное и неотъемлемое право верного народа на подтверждение или опровержение решений иерархов, что проистекает из Соборности и Литургии Церкви. Здесь прекращается функционирование какого-либо вида клерикализма и бесконтрольное принятие решений высокого клира.

Это значит, что любые решения Собора епископов СПЦ не являются легитимным, если не имеют отзыва и подтверждения и с другой стороны алтаря: как у македонского верного народа, который они теряют в пастырском смысле из-за непризнания его национальной идентичности, так и у сербского, чьи потребности и заботы о спасении не отражают.

Но, если сербские епископы не имеют пастырской основы, т. е. не имеют "аминь" от тех, которых возглавляют, потому что сербский верный народ никогда не требовал от них вмешательства в наши пастырские проблемы, кого же они тогда представляют? Размышляя об этом, человек просто испугается. Особенно это относится к решениям, принимаемым иерархией по вопросам, не имеющим догматического или канонического характера, и находящимся вне её канонической юрисдикции и непосредственного пастырского интереса, как, например, вопрос наименования нашей Церкви, где мнение верного народа является решающим. Разумеется, что и другие Церкви не примут политический проект, названный "ПОА", особенно ни Болгарская и Румынская, которые очень хорошо помнят, с чем и с кем имеют дело.

Какова цель принятия решения Собора епископов СПЦ об интердикте МПЦ?

– Чтобы было как можно яснее понять то, о чём говорится, необходимо объяснить, что является целью всего того, что и ранее, и, как кажется, и сейчас предпринимают некоторые сербские епископы, прячущиеся под маской Собора епископов СПЦ. Цель – собрать критическую массу людей, чтобы какая-нибудь отколовшаяся, малочисленная и незначительная церковная организация, а по сути политический проект, такой как "ПОА", стала легитимной Церковью. Эта цель, в сущности, неосуществима, а те, кто хотят каким-либо образом её осуществить – не способны повлиять на верный народ в Республике Македонии и придать какую-либо видимость всеми принятых перемен в этом направлении.

Впрочем, у них была возможность в последние три года собрать народ возле параллельной иерархии, извне и насильно установленной. Но ничего значительного возле их идей не собралось, и по простой причине: иерархия (часть сербской совместно с параллельной) пастырски потеряла наш верный народ и пребывает во лжи – вместо для всех им стать всем, чтобы их привести ко Христу, они всем говорят, что мы не были македонцами. Так что же, мы были сербами? Невероятное искривление Евангелия!

И если это так, а любой, сколько-нибудь разумный и добросовестный человек знает, что это так, не будет ли тогда получение томоса на автономию для "ПОА" эквивалентно получению тридцати сребренников предателем Иудой как цены за Бесценного? Неужели томос без народа – награда за раскол и предательство своей родной Церкви, и предательство своих духовных отцов, нанося им боль гвоздями, вонзая в них копьё и поя их уксусом и желчью? Наша молитва и боль сердечная не о том, чтобы они повесились, как Иуда Искариот, а о том, чтобы по истечении времени, подаренного им для покаяния и по осознании того, что соделали, – покаялись и возвратились туда, откуда отпали и где их истинно любят и ждут.

История показала, что всегда, когда используют предателей, их потом отбрасывают за ненадобностью. А если нам известно, что раздорам в Церкви, хотя бы только административным, радуется только дьявол, тогда тот, кто своими решениями вызывает эти раздоры, должен поразмыслить немного, на кого работает и чью волю исполняет? Дать томос на автономию едва ли сотне проблематичных людей, а одновременно отбросить три миллиона православных христиан! И это в то время, когда Церковь в современном мире подвержена сильнейшему гонению! Это саморазрушение истинно обеспокоивает.. Развивайте мысль о параллельной иерархии в Республике Македонии до конца, и увидите к какому абсурду вас приведёт!

Какие действия в этой ситуации могут предпринять иерархи СПЦ?

– Для того, чтобы пройти по пути прелести до конца, "последнее состояние будет хуже первого", то, что делается уже неформально, возможно, попытаются сделать официально. Это попытки духовного террора и запугивания верного народа: якобы, наши Святые Таинства (Крещение, Причастие, Брак) не насыщены Святым Духом, наши епископы недостойные, и наш верный народ не может спастись. Напрашивается вопрос: это их желания или они действительно в это верят? Что это? Их неверная ориентированность на отказ от евангельских поучений и научений Святых отцов Церкви? Тогда это неминуемо приведет к позиции выставления собственной "святости" и провозглашения нашей "профанности". Это самая высокая степень самолюбия, о которой предупреждены все пастыри до скончания века через евангельскую притчу о неблагодарных виноградарях: "Это наследник; пойдём, убьём его, и наследство будет наше!" (Мк. 12: 7).

Наследника ("епископов Македонской Православной Церкви") убивают, т. е. дискредитируют, с намерением присвоить духовный виноградник ("верный народ") и ухаживать за ним так, чтобы виноградник приносил угодные плоды не Хозяину виноградника, а соответствующие удовлетворению их националистических и иных страстей. Это нам уже знакомо, с 1918 – 1941, и ранее. Что же сделает Хозяин виноградника (Мк. 12, 9)?

Если мы едины во Христе, в чём мы глубоко уверены, почему же не взглянуть на плоды покаяния македонского народа, "на отсечённую ветвь", что было бы самым естественным в подобной ситуации (не сказал ли Господь: по плодам их узнаете их? – по Мф. 7, 20); возобновление монашества, активная литургическая жизнь, исповедание множества, всенародный пост, жажда видимого евхаристического единства и с остальными православными братьями, избрание новых Архиереев из рядов монашества, - плоды которыми и некоторые признанные Церкви не могут особо похвастаться и чего Господь единственно требует от нас. И, вместо того, чтобы узнавать друг друга по плодам, мы разделяемся из-за веток, а гордимся листьями и их тенью. Так что в конце будем изумляться, что народ наш сидит во тьме и тени смертной (Мф. 4: 16). Не можем поверить, что всё ещё пытаются убедить кого-нибудь, что возобновление православной духовной жизни в МПЦ – только видимость и огромный обман, что Христос не воскрес, а что ученики Его, пришедши ночью, украли Его (Мф. 28: 13).

А теперь и один совет и напоминание всем нам: на зло, наносимое нам некоторыми сербскими Епископами, скрывающимся за Собором Сербской Православной Церкви, никогда не отвечать злом, чтобы не предать Христа и путь, по которому Он идёт. Самое лучшее, это духовный террор, направленный на нас с их стороны, принять, как эквивалент ответа на вопрось "любишь меня?", т.е. зло принять как вызов и экзамен нашей христианской любви. Это то, что относится к любви к "неприятелям". Если бы не было искушений, мы бы никогда не узнали, что имеем в сердцах наших, никогда бы не смогли исцелиться и духовно возрастать и созревать. Последние события пусть будут конечным экзаменом и проверкой духовной зрелости и особого духовного идентитета нашего православного народа. Слава Богу, что возобновление православной духовной жизни в Македонской Православной Церкви принимается Им, как наша подготовленность к этому последнему экзамену зрелости. Знаем, что только с Его помощью выиграем эту битву.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования