Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Научный сотрудник Института философии и политико-правовых исследований Национальной академии наук Азербайджана АЙДЫН АЛИ-ЗАДЕ: "То, что называют "ваххабизмом" - это лишь небольшая часть салафизма, в котором много различных течений"


Портал–Credo.Ru: Знакома ли Вам запрещенная Савеловским районным судом г. Москвы к продаже на территории России книга Абд уль-Ваххаба "Китаб ат Таухид" ("Книга единобожия") в том виде, как его издал "Издательский дом "Бадр"?

Айдын Али-Заде: Да, конечно. Эта книга давно была переведена на русский язык и распространялась во всех странах СНГ. С некоторыми другими книгами издательства "Бадр" я также знаком. Я их читал на сайте этого издательского дома в Интернет.
 
- Какой они направленности, и каков их источниковедческий и переводческий уровень?

- Относительно общей направленности могу сказать, что книги Издательского дома "Бадр" в целом, и "Книга Единобожия" в частности, выражают позицию некоторых религиозных групп салафитского направления в исламе. То есть тематика, идеи и другие аспекты этой литературы, конечно же, во многом совпадают не только с общепринятыми доктринами в исламе, но и в христианстве и в иудаизме. В отдельных же случаях они выражают вероучительную позицию не официально признанных мусульманских ортодоксальных школ, а отдельных салафитских групп, которые не считают себя приверженцами этих школ.

В традиционном суннитском исламе существуют две вероучительные школы: матуридизм и ашаризм, и четыре правовые: ханафитская, маликитская, шафиитская и ханбалитская. Но с самых древних времен существовала также и оппозиция этим традиционным школам. Причем не только в лице шиитов или хариджитов, но и в лице салафитов, которые не связывали себя с какой-то конкретной школой, хотя, в целом, исходили из того же круга источников, что и все остальные ортодоксальные мусульмане.

Поэтому подавляющее большинство ортодоксальных суннитов считает салафитов –суннитами, но "безмазхабными", т.е. не принадлежащими к официальным школам.

Причем салафизм – также явление неоднородное. В нем много различных учений, сект, школ.

Дело в том, что салафизм – это достаточно широкое понятие. То, что называют "ваххабизмом", – это лишь небольшая часть салафизма, в котором много различных течений и не все они радикалы. Правильнее говорить о том, что движение аравийских "ваххабитов" XVIII века использовало или взяло за основу салафийские идеи и интерпретировало их по-своему, радикализировало их.

Что касается современных "ваххабитов", то некоторые из них часто вообще совершенно отдаленно напоминают то, о чем говорил Ибн Теймия, который в целом был серьезным мыслителем.

Взять ту же "Книгу Единобожия". В целом, там ведется речь о доктрине монотеизма и отвержении любых форм язычества. Разве не о том же самом утверждается и во всех других течениях как ислама, так и христианства и иудаизма? Сама эта идея присуща вообще всему авраамическому мировоззрению, исповедуемому всеми этими религиями. То есть в основном содержании этой книги нет ничего противозаконного.
Что же касается некоторых моментов этой книги, то иногда они отражают позиции отдельных салафитских групп, а не традиционных мусульманских школ, о которых я говорил выше.

Сама "Книга Единобожия" разбита на главы, представляющие собой только цитаты из Корана и комментарии к ним из высказываний Пророка Мухаммада (т.е. из хадисов). По этому параметру часто трудно сделать однозначные выводы по содержанию, так как этот материал из священных текстов должен быть разъснен и прокомментирован. То есть сам труд Мухаммада ат-Тамими предельно прост, и вряд ли там можно обнаружить какие-то неоднозначные моменты.

Однако, все же автор не рассмотрел всех хадисов Пророка по теме единобожия, которые имеются в мусульманской традиции, и не привел их в своей книге. Поэтому можно сделать вывод о том, что эта книга отражает лишь определенный (но не весь спектр) мусульманских первоисточников. Поэтому делать окончательные выводы по доктрине исламского единобожия только по этой книге нельзя. Необходимо рассмотреть и множество других источников по аналогичной тематике.

Необходимо отметить, что содержание "Книги Единобожия" в большей степени состоит не из труда самого Мухаммада ат-Тамими, а из комментариев, которые составляют больше половины всего объема этой книги. Эти комментарии принадлежат ас-Сади и ибн Хасану. То есть идеологическая направленность данной книги выражена больше в комментариях к труду ат-Тамими.

Комментаторы сделали попытку приспособить содержание этого труда, который был написан применительно к аравийским реалиям и исторической ситуации конца XVIII - начала XIX веков к более современным реалиям. Деятельность движения в Аравии, идеологом которого был Ибн Абд аль-Ваххаб (Мухаммад ат-Тамими) имело антиосманскую направленность. Эти реалии и нашли отражение в его "Книге Единобожия".
 
- Ваш комментарий к решению московского суда. Каковы могут быть последствия такой акции? Не может ли оно дать эффект "запретного плода".

– На мой взгляд, в религиозной литературе (и не только в исламской) в той или иной мере можно встретить неоднозначные моменты с точки зрения светского мировоззрения и законности.

Однако значит ли это, что их нужно запрещать? Да и будут ли иметь какой-то эффект эти запреты? Не будет ли это подобием печально известного папского индекса запрещенных для католиков книг? Лично я считаю решение суда бессмысленным. Если даже в данной книге имеются какие-то противоречия с российским законом, то запреты могут привести только к популяризации этой книге.

Нужен ли московскому суду этот результат? Тем более, что повышенный интерес к "Книге единобожия" в настоящее время угас. Дело в том, что сейчас уже появляются и другие книги по проблеме исламского единобожия. Какой смысл делать рекламу для этой книге ее запретом, я не понимаю! Необходимо издавать побольше книг по данной проблеме по традиции официально признанных исламских школ, развивать традиционные исламские школы. Все намного проще, но для этого нужно много работать. А кто желает читать "Книгу Единобожия" – пусть читает.

Беседовал Владимир Ойвин,
"Пoртал–Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования