Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
Распечатать

Раввин АДИН (ЭВЕН-ИСРАЭЛЬ) ШТАЙНЗАЛЬЦ: "Б-г на небе, а мы на земле, и наша религия, прежде всего, - поведение в этом мире"


В.Е.: Уважаемый рав, наша беседа проходит накануне двух важных дат иудейского календаря: праздников Рош Ашана и Йом-Киппур. Поэтому поговорим, прежде всего, об иудаизме как религии в свете других религиозных традиций. Известно, что люди внешние по отношению к иудаизму чаще всего не знают, либо неадекватно понимают его основные положения. Вот в этом ключе своеобразного разъяснения хотелось бы и повести нашу беседу. И первый вопрос такой:

Каково самонаименование той религии, которую принято обозначать как иудаизм?

Адин Штайнзальц: Обозначение нашей религии на языке иврит звучит как "иехудот", что можно перевести как "религия евреев". Это обозначение - явление в исторических масштабах достаточно новое, но именно оно полно и рельефно обозначает такую специфическую черту нашей религии, как неразрывная связь религиозного и национального. Став иудеем, человек одновременно воспринимает и культуру, ментальность нашего народа. Можно, например, быть православными, но в мире, как известно, есть русские православные, греческие православные и т.д., которые, несмотря на общность вероисповедания, имеют определенные различия в культуре и обычаях, в том числе и вероисповедальных. То есть здесь одна религия накладывается на самые различные национальные идентичности. В иудаизме ситуация совершенно другая. Здесь принцип: одна религия - одна национальная идентичность.

- Что, по-вашему, составляет или представляет духовную сердцевину иудаизма для современного верующего? Это ритуал, вера,мистика или же этика, образ жизни?

- Конечно, в современном контексте исповедание религии необходимо описывать, прежде всего, в этическом смысле. Но, на мой взгляд, исповедание религии зиждется на трех, можно сказать, точках опоры: вера, дела и изучение религии. Только "стояние" на всех трех точках, объединение их в некое единство может означать полноценное исповедание человеком его веры.

- Существует представление, прежде всего, среди тех, кто не принадлежит к иудейской религии, что в иудаизме не так полно и четко разработаны представления о добре и зле, рае и аде. Говорят даже, что в нем существует абсолютно неясная и туманная, по сравнению, скажем, с христианством и исламом, концепция загробной жизни?

- Давайте начнем с основополагающих дефиниций. Понятие добра и зла достаточно четко определены в иудаизме. Равно как и понятия рая и ада. Христианство просто скопировало их, отделившись от иудаизма, кажется, во втором веке нашей эры. Если бы Христос появился в наши дни, то свою религию он нашел бы в еврейских синагогах, а не в христианских церквах. Тот же язык, та же система понятий, та же культура. Вы заметьте, что образ Иисуса в христианской живописи - всегда с молитвенным иудейским покрывалом.

Другое дело, что люди, которые к иудаизму принадлежат чисто формально, будучи рожденными в иудейских семьях, пытаются рассуждать об этих понятиях, заявлять, что они не верят в рай-ад, загробную жизнь….

Мир иной пытались описать разные теологи - мусульманские, индуистские. Только надо понимать, что Б-г - он на небе, а мы с вами - на земле. И наша религия - это, прежде всего, принципы поведения в этом мире. И от этого кстати, все наши попытки описать, объяснить высшее будут несовершенны и ограничены. Вы наверняка знаете о том, насколько различны, скажем, католическая и протестантсткая концепция одной и той же Божественной благодати.

Хорошее - плохое, плохое - хорошее. У латиноамериканских индейцев есть вещество кураре, которое используется для отравленых стрел. Но, в то же время, ныне кураре используют ив медицинских целях для приготовления лекарств. Значит, в каких-то случаях кураре – это хорошо, в каких-то - плохо.

О добре и зле надо говорить на разных уровнях. К сожалению, не все иудеи сегодня это понимают. То, что ты родился иудеем, еще отнюдь не означает, что ты адекватно понимаешь все истины своей веры.

- Что Вы можете сказать о своего рода видении иудаизмом других религий, в том числе, аврамических христианства и ислама?

- Могу сказать, чего с самого начала, с древнейших времен не было в иудейской религиозной литературе - межрелигиозной полемики. Между всеми "аврамическими религиями" есть нечто общее. Возьмите, например, иудаизм и ислам. С точки зрения некоторых общих, основополагающих положений они очень сходны между собой. И если вы возьмете иудейскую молитву Шма Исраель и кораническую суру очищение веры, то увидите в их духовной сути много общего (слова иудейской молитвы: "Слушай, о Израиль, господь Бог наш, Бог един", коранической суры – "Скажи - Он - Аллах един, извечен Аллах – один"…). А в таком вопросе, как соотношение духовной и телесной чистоты, иудаизм сегодня куда ближе политеистическому индуизму, чем "аврамическому" христианству, поскольку в последнем усилиями теологов эти понятия приобрели со временем все более формально-ритуальную окраску. А для иудея - это неотъемлемая часть его образа жизни, религиозной практики и вообще духовного развития. Иудейскому мышлению свойственно крайне четкое различение чистых от нечистых, не только в смысле духовном, но и практическом, жизненном.

Например, в таком вопросе, что есть можно, а что нельзя. Христианство в этом смысле имеет только самые общие пищевые предписания, связанные, в частности, с отмечанием некоторых дат религиозного календаря, в иудаизме же их достаточно много, и они детально разработаны. Так же, как в исламе и индуизме. Для нас - подчеркну еще раз - это не одноразовое ритуальное событие, но часть образа жизни.

У нас нет такой биполярности души и тела. Современное христианство учит, что если верующему удастся "подавить" свою плоть, это будет явлением положительным с точки зрения духовного развития. В иудаизме же подчеркивается постоянное взаимодействие тела и духа на разных уровнях и в разном жизненном контексте. Тело - отнюдь не средоточие греховности, оно может и должно быть изменено через душу, очищено. Это более "по-восточному", то есть исламу, по религиям Индии..

- Но если дела обстоят так, тогда почему существует такая разделенность и даже проявление вражды между иудаизмом и исламом. А ведь последний - это в значительной степени возвращение к монотеизму иудейских пророков на фоне, когда мировое христианство запуталось в спорах и в тринитарных дискуссиях

- Знаете, я все-таки думаю, что у иудаизма и христианства куда больше общего, нежели у иудаизма и ислама. Не в теологии, но в общей книге Библии, общей священной истории Откровения. Мусульмане же в этом плане абсолютно иные. Их священная книга не имеет ничего общего с Библией, хотя и содержит некоторые отсылки к библейскому преданию.Есть там упоминания о сотворении мира, других сюжетах Библии, но это, прежде всего, книга, выражающая личную эмоциональную связь с Богом, и библейские реминисценции не являются частью коранического мировоззрения, типа мышления.

С другой стороны, плохие взаимоотношения мусульман и иудеев - явление достаточно новое. И обусловлено это, в первую очередь, ростом арабского национализма. Он являл собой своеобразный гибрид некоторых положений ислама с сугубо западными, привнесенными в арабский мир, такими, как национальное государства. Ислам не знает принципа политического объединения по этническому принципу, но исключительно по религиозному. Конечно, свою роль сыграли и известные политические действия с еврейской стороны.

Но я могу вспомнить такой факт. В свое время было заключено мирное соглашение между королем Трансиордании и президентом Израиля Хаимом Вейцманом ( А.Ш. назвал в интервью этого короля Хуссейном, но, по-видимому, речь идет о первом эмире Трансиордании Абдалле, из династии Хашимитов - прим. "Портала Сredo.Ru"). Король Трансиордании был в то время хранителем главных мусульманских святынь в Мекке и Медине, и - значит - неформальным главой мусульманского мира. В соглашении, между прочим, была и такая фраза: "Арабский народ, арабское религиозное сообщество положительно оценивают такое явление, как сионизм". Подчеркну еще раз, мусульманский антисемитизм - это явление последнего времени. Но мусульмане и иудеи традиционно никогда не испытывали друг к другу религиозной вражды.

Говорят много об исламском фундаментализме. Но я убежден, что сегодняшний "фундаментализм" ничего не имеет общего с изначальным значением этого понятия, означающего возврат к корням, основополагающим принципом. В наше время - это скорее стремление определенных кругов и личностей подстроить эти фундаментальные принципы под свои амбиции, использовать их в личных, в том числе и политических, интересах. Можно сказать, используя понятия психологии, что современный фундаментализм - это форма девиантного религиозного поведения.

- Наступает Йом-Киппур. Говорят, что многие современные исповедники иудаизма посещают синагогу и исполняют все обряды только в этот праздник, название которого можно перевести как "День искупления". Почему так происходит? Это просто традиция? Или же эта дата имеет некий особый религиозно-мистический смысл?

- Да, это так. На мой взгляд, многие люди сегодня, в том числе и далекие от религии, не исполняющие никаких религиозных обычаев, традиций, знают, что есть такой день в году, когда все идут в синагогу. Постятся, особо строго соблюдают запреты на любую деятельность. Но сколько человек из них зададут себе вопрос: зачем они это делают? Восприятие этой даты и ее значение больше эмоциональное, нежели рациональное. Да, это день искупления, но не день покаяния.Ты можешь приходить в синагогу или нет, соблюдать пост или нет – не в этом главное. Главное то, что прощение, искупление наших грехов - исключительно воля Б-га. И мы в этот праздник имеем еще раз возможность обозреть в своем сознании то, что совершили за минувший год, поразмыслить о том, почему и как Б-г прощает нам.

Беседовал Валерий Емельянов, "Портал-Сredo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования