Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Муфтий азиатской части россии шейх НАФИГУЛЛА АШИРОВ: «Борьбу чеченского сопротивления против федеральных сил нельзя определять и аргументировать с точки зрения ислама»


Нафигулла-хазрат, как сегодня, что называется по горячим следам, Вы можете оценить то, что произошло, действия террористов, тех, кто по долгу службы был обязан эту ситуацию разрешить, представителей духовенства?

Ну, во-первых, и Совет Муфтиев России, и я как его сопредседатель лично, однозначно осуждаем эти акты. Если эти люди преследовали какие-либо политические цели, то, поступая таким образом,они только дискредитируют себя в глазах людей, не достигая при этом никаких целей. Хотя мы точно не можем сказать какие цели преследовали захватившие школу, равно как и то, что мы до конца и не знаем кого они представляют. Президент Масхадов от них отмежевался., как и от взрывов самолетов и теракта у метро "Рижская". И, тем не менее, грустно отмечать, что страна сегодня живет от взрыва до взрыва, от захвата, до захвата. Самое страшное, что это становится для российских граждан обыденным. И здесь напрашивается мысль о том, что чеченская проблема, которая сегодня все больше расширяется и на территорию других регионов страны, не может быть решена только военным путем. Конечно, может быть, какая-то результативность от силового решения имеется, но делать ставку только на такой путь - это исключено.Заявления СМИ и должностных лиц о том, что ситуация в Чечне стабилизируется, а вылазки боевиков случаются лишь потому что они не хотят этой стабильности, на мой взгляд, не соответствуют действительности. До масштабного и полноценного урегулирования этого конфликта еще далеко, и я полагаю, что нужно искать, прежде всего, какие-то политические методы, политические ходы. Подобные конфликты, решить можно в конечном итоге только политическим путем. Вспомним события XIX столетия, войну имама Шамиля. Она продолжалась более 20 лет, но в конечном итоге завершилась мирным политическим решением. Я думаю, что нынешний конфликт тоже, в конце концов, повернет в политическое русло. Иначе, он просто неразрешим. Вполне разумно вести переговоры с теми силами, которые хотя и участвовали в боевых действияхс федеральными войсками, но не запятнали себя участием в террористических актах против мирного населения, типа захвата театрального центра или последних событий.

Читая послания, написанные от имени таких экстремистов, заглядывая на их сайты, обращаешь внимание на такую с их стороны аргументацию насилия. Да, мы совершаем теракты, в том числе и против мирного населения. Но и против нашего народа творится насилие и геноцид, тоже гибнут или становятся инвалидами женщины, дети. Как, по-вашему, насколько обосновано и аргументировано, в том числе и с точки зрения исламатакое "отмщение другому народу за свой народ"?

Эту, ведущуюся против федеральных сил борьбу, вообще трудно определить и аргументировать с точки зрения ислама. Я об этом не раз говорил и говорю сейчас. Мы не должны ни в коем случае отождествлять движение сопротивления федеральным силам в Чечне с исламским движением. У него нет конкретно исламских целей и задач, но есть цели политические - независимость Чечни. И, кстати, президент России также указывал на необходимость разводить эти два понятия, религия и политика, по отношению к Чечне. Но видимо подобные предупреждения так и не были услышаны. П прежнему в СМИ и в политических кругах твердят об исламском экстремизме, исламском терроризме и т.п. Хотя, прежде всего, это политический вопрос, которые, прежде всего, должны решать политики, ну, может быть, в некоторой степени военные.

Нам сегодня говорят: "Почему сегодня мусульманское духовенство молчит, не принимает никаких мер?" Мы не можем исполнять функций государства. Государство должно заниматься своим делом, духовенство - своим: духовным воспитанием паствы. Но, к сожалению, и для этого мы имеем очень мало возможностей. Допустим, наш уважаемый владыка Кирилл имеет возможность еженедельно по телевидению наставлять свою паству. У нас такой возможности нет. Передача "Мусульмане", выходящая по пятницам на российском канале носит культурно-познавательный, а не религиозный характер, да и готовится людьми, далекими от ислама. Поэтому сегодня мусульманское духовенство, не имеет сегодня того авторитета, который, по определению, должно иметь. Вы знаете, что во время событий в Беслане террористами не был принят муфтий Северной Осетии, как наверное не был бы принят и я… Но это еще и потому, что захватчики особенно себя и не связывали никакой исламской моралью и нравственностью. Поэтомуискусственное связывание таких действий и людей их совершающих с исламом, а, значит в какой-то мере, и с повседневным бытием российских мусульман вредно и, даже опасно для многонациональной и многорелигиозной России.

В связи с терактами в СМИ активно появляются мнения неких "экспертов по терроризму", которые, помимо прочего, утверждают, что тяга к насилию, отмщению, якобы изначально свойственна арабскому менталитету, и через это стало чертой исламской практики. Или, возьмем тезис о том, что арабы путем террора ведут борьбу за воссоздание мусульманского халифата, руководят этой борьбой, а представители других мусульманских народов – персы, тюрки находятся у них в подчинении. Что Вы можете сказать в ответ на подобные экспертные оценки?

Я думаю, что многие беды в нашем государстве происходят и оттого, что наши специалисты-эксперты, анализирующие информацию, которая потом попадает на стол президенту и другим ответственным лицам – ни русские ни татары, ни башкиры, и, вообще, даже при наличии российского паспорта в кармане, имеют малое отношение к России и ее будущему. Это во-первых. Во-вторых, утверждения о воссоздании халифата -это из той же самой утопии, которую нам навязывали, когда решали "афганский вопрос", который, в конце концов, был решен не в пользу России. Твердили о том, что какой-то "Талибан" полураздетый, босоногий, вооруженный "калашниковыми" может дойти если не до Москвы, то, по крайней мере, до границ России, если Америка с ним не покончит. Да они, десять лет воевали с, может быть, чуть более сильным "Северным альянсом" Ахмад-Шаха Масудаи так и не смогли его победить. И этот миф был воспринят затюканным и оболваненным СМИ российским народом. Это возымело и практическое действие: большинство россиян поддержало вторжение американских войск в Ирак, и сегодня американские базы в Средней Азии…

Многие часто говорят, что вот, мол, Нафигулла Аширов поддерживает Талибан. Но я исхожу, в первую очередь, из интересов нашего государства. Не нужно быть большим пророком, чтобы понимать, что американцы пришли на Средний Восток не для того, чтобы быстро уйти. Их военные в Узбекистане и Кыргызстане, они навязали соглашение Таджикистану, активно проникают в Азербайджан. Сегодня можно констатировать, что практически весь прикаспийский регион находится под их полным военным и политическим контролем. И Россия имеет мало значения и возможности что-либо в этом изменить.

В этом большую роль играют и эксперты из Израиля, которые сегодня хотят перетянуть на свою сторону баррикад в конфликте с исламским миром и Россию. Они утверждают, что вот, Россия страдает терроризма, это также и беда Израиля, и, значит, есть почва для сотрудничества. Но есть большая разница между израильской и российской ситуацией. Россия наводит порядок на своей территории. Израиль же проводит захватническую политику на оккупированных территориях. И когда такими экспертами, что называется, пришивается белыми нитками израильский опыт к российской ситуации, когда апеллируя к опыту "Моссада" призывают карать семьи и родственников террористов, я не знаю, что и думать. Это уже фашизмом каким-то попахивает.

У российского руководства должно хватить сил и мужества принимать решения, касающиеся жизни и судьбы собственного народа не оглядываясь ни на опыт Израиля, ни на опыт Америки. Нужно решать свои проблемы исходя из собственного исторического опыта и национальных интересов.

Так и идея восстановления халифата сегодня - утопия?

Конечно. Рядового россиянина сегодня просто оболванивают угрозами "восстановления халифата", "всемирного исламского заговора ислама" и им подобными. Мы прекрасно знаем, как иракские моджахеды, ведущие сегодня справедливую борьбу против американских захватчиков, относятся к россиянам. Один раз россиянин был убит, и то по ошибке. Несколько раз наших соотечественников захватывали в заложники, но быстро отпускали с извинениями. Мы знаем, как к россиянам относятся в Ливии, Алжире. Я сейчас полтора месяца пробыл в Алжире. Там до сих пор спокойно работают наши специалисты, они в этой стране уважаемые люди. Заявление о поддержке Россия прислала Саудовская Аравия, в этом же духе высказался на переговорах с Путиным король Иордании Абдалла II. Весь исламский мир сегодня на стороне России. А наше телевидение что делает? Оно акцентирует внимание лишь на жестах поддержки со стороны Израиля. И еще. Показали труп некоего негра, и говорят – это араб. Да у нас на телевидении Ханга - она тоже негритянского происхождения. Нет, мне лично видится в этом часть большого заговора, могущего серьезно навредить России.

Знаете, последнее время на ум все чаще приходит на ум такой вопрос. Вот происходит теракт и мусульмане начинают оправдываться - это не мы, терроризм и ислам несовместимы, и так далее в том же духе. Проходит время, опять что-то где-то взрывается, и снова –это не мы, мы за мир. Не пора ли разорвать этот порочный круг, и есть ли для этого какое-нибудь, условно говоря, религиозное, духовное средство?

Я вас несколькопоправлю. Сегодня не только представители мусульман выходят к народу с кислыми лицами, и пытаются самооправдаться. Высшие государственные чиновники оказываются точно в таком же виде и положении, сообщая об очередной трагедии. Выше я уже говорил, что это страшно, когда терроризм становится обычным делом. С содроганием это воспринимается лишь первые три дня. Ровно настолько хватает и резко возросшей активности милиции. Так терроризм не победить. Да, нужно исламское просвещение, но одновременно нужна и кропотливая многодневная оперативная и аналитическая работа соответствующих государственных служб. А то, что мусульманские священнослужители пытаются, может быть несколько неуклюже, оправдываться, так, мне кажется, что это происходит потому что они, таким образом, пытаются защитить себя от волны беспредела, накатывающейся сразу после волны террора.

Беседовал Валерий Емельянов,
Портал-Credo.ru


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования