“Портал-Credo.Ru": Знали ли Вы лично скончавшегося несколько дней назад Гейдара Джемаля?
Валерий Емельянов: Я не могу сказать, что знал его лично, но у меня с ним было две встречи для очень обстоятельных интервью. Кроме того, я смотрел многие его публикации, слушал выступления как в сети, так и в реале.
Я не спешил высказаться со своим мнением в первые три дня после смерти, поскольку имя Джемаля стало предметом серьезных словесных спекуляций, в том числе, со стороны людей, либо абсолютно внешних по отношению к исламу, либо враждебных этой религии.
- Итак, кем же был Гейдар Джемаль?
- В первую очередь, он был мусульманином. Но в рамках религии ислама он был, прежде всего, политическим философом. Он во многом основывался на левых идеях и принципах, но ведь ислам жестко не связывает личные политические убеждения человека с его религиозной принадлежностью. Это в церковном христианстве, если ты «воцерковленный», то обязан быть непременно правым национал-консерватором.
- А Джемаль был суннитом или шиитом?
- Ответ смотрите в первом предложении предыдущего вопроса. Дело в том, что он по происхождению и жизненному опыту принадлежал к культурному пограничью. Азербайджанский народ, к которому он принадлежал, в языковом отношении родственен суннитской Турции, но в религиозном – шиитскому Ирану.
Религиозно-политические взгляды Гейдара Джемаля сформировались под влиянием, прежде всего, иранской революции 1979 года. А она заявила о себе как об общеисламской, без жестких разделений на суннитов и шиитов. Тогда именно имам Хомейни призывал правоверных молиться без различия того, кто на молитве имам - суннит или шиит.
Поэтому наследие Гейдара Джемаля имеет общемусульманское значение.
Беседовал Валерий Степанов,
для “Портала-Credo.Ru"
Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!
|