Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Монах буддийского ордена Ниппондзан Мёходзи в России ФЕЛИКС ШВЕДОВСКИЙ: «Речь в запрещенной Роскомнадзором «Годхика сутте» идет не о самоубийстве как акте отчаяния, но о подвиге, наподобие Александра Матросова»


"Портал-Credo.Ru": Роскомнадзор потребовал удалить с сайта "Тхеравада.Ру" часть буддийского писания, называющуюся «Годхика сутта», под угрозой блокировки всего сайта в случае невыполнения этого требования. Администратор сайта законопослушно удалил ее, однако многие остались в недоумении, что же такого крамольного в этой «сутте»? Правда ли, что она пропагандирует самоубийство?

Феликс Шведовский: По-хорошему, Вам следовало бы опубликовать «Годхика сутту» на Портале, как это и сделали на своих страничках в Фейсбуке многие буддисты, чтобы читатели могли сами составить представление об этих словах Будды Шакьямуни и согласиться или не согласиться с Роскомнадзором. Но тогда уже Порталу придется опять иметь дело с этим непонятным учреждением, которое не оставляет возможности как-то оспорить свои действия: как говорится, один выстрел предупредительный, а второй – уже на поражение.

- Но все-таки можете пересказать суть этой сутты хотя бы в общих чертах?

- Да пожалуйста. Во времена жизни Будды жил да был его ученик по имени Годхика. Он никак не мог успокоить свой ум, чтобы долго медитировать, из-за хронической желудочно-кишечной болезни «нарушений ветров». Мы не можем точно утверждать, но можем предположить, что ситуация была даже несколько комической: каждый раз, как только он полностью расслаблялся (а это является необходимым условием правильной медитации), он, прямо по анекдоту про «спящую» рыбу, уже «не мог себя контролировать», и это выводило его из углубленного состояния сознания. Современные психологи сказали бы, что Годхика просто злился на самого себя. Но, согласно буддийской космологии, злоба – это проявление духа зла – Мары, одно из главных препятствий на пути к просветлению. Таким образом, Годхика ощущал себя атакованным Марой, или, если переводить «на христианский», – соблазняемым Сатаной. Не зная, как иначе справиться со своим больным телом, Годхика решил умертвить свою плоть – не будем вдаваться в детали, каким именно способом, чтобы не попасть под дубину Роскомнадзора. Дальше сутта описывает диалог Мары и Будды, это примерно как в библейской Книге Иова дьявол общается с Господом по поводу судьбы несчастного Иова. Мара просит Будду отговорить его ученика Годхику от самоумерщвления, и тут нам Роскомнадзор, наверное, даже позволит процитировать слова Мары из этой сутты, обращенные к Будде:

«Герой великий, смерть кто одолеть смог,

Один твой ученик желает смерти.

Намеревается [лишить себя он жизни],

Так уж сдержи его, о лучезарный!

 

Как может ученик твой, о Благословенный –

Тот, кто находит наслаждение в Дхамме,

[Ещё] учащийся, кто ищет идеал сознания –

Сам свою жизнь забрать, о знаменитый?»

Но Будда отвечает Маре на его такие, казалось бы, правильные слова, что стать «одолевшим смерть» – а именно так называет Будду Мара и к этому стремятся все ученики Будды – можно не иначе как «вырвав с самым её корешком» жажду жизни, то есть привязанность к мирскому.

- Не то же ли самое поют христиане на Пасху: «Смертью смерть поправ!»?

- Да, именно, именно! Речь идет не о самоубийстве как акте отчаяния и насилия над жизнью, но о подвиге, наподобие подвига Александра Матросова, который, когда ложился на амбразуру, ведь тоже шел на верную смерть – но не просто так, а ради высшей цели – спасения жизней своих товарищей, а по большому счету – ради спасения своего Отечества. Эти цели вроде бы пока в нашем государстве не оспариваются?

- Да вроде нет. Если, конечно, речь идет о российском отечестве, а не, скажем, об украинском или чеченском...

- Ну так вот, в буддийской концепции углубленное, спокойное, ясное состояние ума, называемое просветлением, является такой же наивысшей целью, какой для Александра Матросова было спасение СССР. Мы же не можем требовать от Годхики, жившего 2500 лет назад, когда Советского Союза еще и в планах не существовало, чтобы он жертвовал своей жизнью ради СССР, а не ради той цели, которую он сам считал наивысшей? Вот и Будда от него этого не потребовал.

- Хотя мог бы?

- Да, в принципе, Будда мог бы объяснить своему ученику, что есть и иные способы успокоить свой ум, не только умерщвление плоти. Но дело в том, что на тот момент, когда Будда по просьбе Мары пришел к Годхике, тот уже умертвил себя, и Будде ничего не оставалось, как помогать своему ученику уже в том состоянии, в котором тот находился, то есть в бесплотном состоянии. Что он и сделал, произнеся следующие слова:

«Решительным [он] был, уверенным в себе,

И радость в медитации всегда он находил,

И этим занимал себя весь день и ночь,

И не было привязанности к жизни у него.

 

И войско Мары смог он подчинить,

Не возвратится к новому существованию он.

И жажду вырвав с самым её корешком,

Конечную ниббану Годхика обрёл».

- То есть Будда, попросту говоря, «не успел»? Какой же он тогда просветленный?

- Ну это сложный богословский вопрос, подобный тому, который задавали Христу на кресте, насмехаясь над ним, мол, «если Ты Бог, почему не сойдешь с креста». Буддизм объясняет это так, что у каждого человека своя карма, и даже Будда не может повлиять на ход и развитие кармы, Будда только помогает человеку самому справляться со своими трудностями. В данном случае, в случае Годхики, способ справиться с трудностями оказался именно таким – да, радикальным, да, не являющимся рецептом для всех, но в каких-то исключительных случаях возможным, и Будда этого не отрицает. Точно так же, как современное российское государство не отрицает подвига Александра Матросова.

- Есть ли еще какие-то примеры в буддизме, подобные Годхике?

- Из недавних – это самосожжения буддийских монахов во время вторжения американцев во Вьетнам. Это был не только акт политического протеста, но и повторение подвига Бодхисаттвы Царь Врачевания из «Лотосовой сутры» - священного писания той школы, к которой я принадлежу. В этой сутре такой подвиг называется подношением Будде своим телом. Но опять-таки повторюсь, это исключительные случаи, самосожжение никогда не пропагандируется в буддизме как «способ просветлеть». Будда всегда указывает на те обстоятельства и то состояние сознания, которые сопровождают такие акты, и никогда не требует этого от своих учеников.

- А почему, кстати, у Вас «сутра», а не «сутта»?

- «Сутта» – это из палийского канона, относящегося к «южной» ветви буддизма, или Тхераваде – Учению Старейшин, а «сутра» - это на санскрите то же самое, только немного по-другому произносится. Санскритский канон – это «северный» буддизм, или Махаяна – Большая Колесница. О различии этих ветвей можно говорить долго, но, наверное, не сейчас. Как мы поняли из приведенных выше примеров, несмотря на некоторые кардинальные различия, у них есть и много общего.

- А Вы не боитесь, что после этого интервью Роскомнадзор заблокирует сайты с «Лотосовой сутрой»?

- «Лотосовая сутра», или - ее полное название - «Сутра о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы», нигде официально не выложена в интернете, и мы боремся с ее публикациями в сети, поскольку это является нарушением авторских прав вдовы переводчика Александра Николаевича Игнатовича. Так что ее блокировку в сети я бы только приветствовал. Сутру легально можно прочитать только в бумажном варианте. Впрочем, в книжных магазинах ее почти не осталось.

- Извините, только что мы обнаружили на сайте "Тхеравад.Ру", что сутта восстановлена http://www.theravada.ru/Teaching/Canon/Suttanta/Texts/sn4_23-godhika-sutta-sv.htm, правда, без комментария, который также является каноническим.

- Это, конечно, победа, но не окончательная. Права верующих все равно нарушены.

Беседовал Александр Солдатов,

"Портал-Credo.Ru"

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования