Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Ведущий программы “С христианской точки зрения” Радио “Свобода”, клирик УАПЦ(о) священник ЯКОВ КРОТОВ: "Уничтожение продуктов и погром Манежа показали: гражданской ответственности за ближнего в России нет"


«Портал-Credo.Ru»: Как Вы расцениваете, с христианской точки зрения, указ президента РФ об уничтожении санкционной еды? Согласны ли Вы, что уничтожение еды — это большой грех?

Священник Яков Кротов: Формально в списке грехов я такого не помню. Еда как частная собственность — каждый может распоряжаться ею сам. Я бы даже сказал, что определенная библейская логика в действиях Путина есть — это санкционированная еда, она реально табуированная. То есть Путин вводит такую ветхозаветную парадигму, при которой есть еда кошерная, а есть некошерная. И суть в том, что нечистые могут давать только нечистые продукты. Запад нечист, поэтому есть запретно перед Богом. Это как раз довольно набожная позиция. Другое дело, что набожность это антихристова, но она набожная.

- У людей всегда было достаточно трепетное отношение к еде. Ведь полно людей, которые недоедают, а тут еду уничтожают…

- Голос возмущения в социальных сетях по этому поводу мне кажется неглубоким, потому что в реальной жизни всю советскую историю кормили скот зерном отборным — покупали хлеб в магазине и скармливали поросятам и коровам. Куда деться? Трепетное отношение к еде было до революции, после революции уже моральные нормы как бы спали.

Так что нынешнее возмущение мне кажется, во-первых, искусственным и преувеличивающим трепетное отношение к чему бы то ни было. А, во-вторых, оно относится к элите, потому что пармезан и моцареллу 90 % населения отродясь не ели и есть не будут.

- А если говорить о том, что уничтожают продукты, которые можно было отдать кому-то, кто действительно недоедает?

- Это, конечно, верно, но когда это говорят люди, не замеченные в большой благотворительности, то это странно.

В России до сих пор не могут наладить раздельный сбор мусора. В некоторых американских штатах после десятилетней подготовки — в Мичигане, например, — запретили выкидывать еду законодательно. То есть у них готова логистика и система, чтобы недоеденное студентами и в школах шло в благотворительные столовые.

Никто не возмущался, когда в Москве фактически запретили кормить бездомных. Это все проглотили. А теперь возмущаются. Никто не возмущался, когда закрывали благотворительную столовую при храме Космы и Дамиана. Ну так, чуть-чуть. Никто не возмущался, когда разоряли мелкий бизнес, который, собственно, кормит страну. Так что нынешнее возмущение очень половинчатое, близорукое и недоброкачественное. Оно не приведет к серьезному сопротивлению, к серьезной борьбе за нормальную жизнь.

- Но это как раз тот редкий случай, когда порядка 70 % населения не одобряют действия властей.

- Существует огромная граница между неодобрением и хотя бы неприятием. А тут не одобряют, но принимают. Это советская психология, совершенно шариковская, бинарная, лицемерная. В этом смысле лицемерят перед собой. То есть это психология совка. Иван Денисович — идеальный совок, который ворчит, но жрет что дадут или чего не дадут, того не жрет. Это выпуск пара.

И я думаю, что никогда не задают вопрос «одобряете ли вы действия Путина» по еде. Если бы так ставили вопрос, то никто бы не посмел сказать против. Если бы ставили вопрос «готовы ли вы не есть пармезан, лишь бы Крым был наш», то все бы сказали «не надо мне пармезана».

Так что эти опросы, они тоже очень лукавые. Мы же видим людей, среди которых живем.

- Это даже не опросы, по-моему. Это такое общее впечатление по общему тону.

- Я не знаю, что такое общий тон. В социальных сетях один общий тон, в «Фейсбуке» один, в «Живом журнале» — другой. Я думаю, что возмущение теперь, в основном, в среде тех 10 %, которые настроены пролиберально, но как Шариков: в военкомат запишусь, но на фронт не пойду, я за американскую еду, но воевать за это не буду. Это мечтания, это маниловы. «Сейчас нас будет много, и режим падет» — это самокастрированная позиция.

- А что Вы можете сказать по поводу погрома на выставке скульптур в московском Манеже?

- Я понимаю, откуда такое громкое возмущение, но оно ведь тоже иррационально, потому что ведь не было возмущения, когда громили Сахаровский музей дважды, а тут возмутились. Причина одна: с Сахаровским музеем наши музейные художественные сообщества себя не идентифицируют. Сахаровский центр — это диссиденты, а мы покорные холопы как Пиотровский в Эрмитаже. Но здесь посягнули на покорного холопа и, главное, в черте Кремля — это лично путинский огород. И Пиотровский забеспокоился — а вдруг и на него нападут.

Но призывы «налаживать отношения с Русской Церковью» — какое налаживать, есть закон. И вместо того чтобы требовать отменить антиэкстремистский закон, включая закон о богохульстве, требуют применить антиэкстремистский закон и посадить или оштрафовать Цорионова. То есть это опять двойные стандарты — люди как бы за свободу, но на практике предпочитают советский способ пожаловаться начальству и так далее.

- Речь в данном случае идет не только об оскорблении чувств, но и о разрушении произведений искусства.

- Я с Вами не согласен, потому что разрушение художественных ценностей здесь, в этой стране, идет с 1917 года непрерывно. И при Ельцине оно шло, и сейчас идет. И сколько икон погибло за эти 20 лет, сколько домов, сколько музеев уже гибнут, и хиреют, и закрываются. Вступался Пиотровский за музей в Перми гулаговский? Не вступался, потому что он делает деньги на Эрмитаже, и боится вызвать неудовольствие начальства. То есть у всех инстинкт самосохранения. Того, что делает человека гражданином, — инстинкта ответственности за ближнего — нет. Инстинкта профессиональной солидарности нет. Есть инстинкт кастовой солидарности: если на этого напали, а он в той же касте, что и я, то могут напасть и на меня. Это гнилая мораль. Она обречена на поражение.

Беседовал Владимир Ойвин,
«Портал-Credo.Ru»

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

 

[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования