Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Главный редактор сайта «Религиополис» МИХАИЛ СИТНИКОВ: «Деятельность Кураева дает шанс на формирование в России более подобающей структуры под брендом православного христианства»


"Портал-Credo.Ru": Стала ли для Вас неожиданностью развернутая о. Андреем Кураевым кампания по разоблачению "голубого лобби" в епископате РПЦ МП?

Михаил Ситников: Вся эта история - с увольнением Кураева, а затем организацией им энергичной кампании по раскрытию "секрета Полишинеля" в РПЦ МП - хотя и выглядит неожиданностью, но, мне кажется, вполне логична. Что-то подобное (по степени скандальности и с источником именно внутри религиозной корпорации, а не светской общественности) витало в воздухе и обязано было произойти.

Почему? По той самой логике вещей: как бы ни мутировало в стране сообщество, которое формально является "титульной церковью", как бы ни оборачивалось оно в официозе своей прямой противоположностью, но в нем непременно остаются люди "верные вере". При этом у меня нет стопроцентной уверенности ни в том, что это "один Кураев", или это "только Кураев". Ни в том, что это не "гениальная игра", наконец.

Хотя последнее может показаться на первый взгляд парадоксальным. Но выгодный самой церкви "громоотвод" с отвлечением внимания на некий внутренний порок, от наличия которого никуда не деться, мог бы отвлекать внимание от гораздо более существенных подковерных "грешков" – финансово-имущественного, например, плана или процесса превращения религии в госидеологию.

Но, одновременно, это и маловероятно. Потому что интеллектуального потенциала, пригодного к тому, чтобы разработать, а затем еще и поддерживать такого уровня игру, в РПЦ МП, кроме Кураева, сегодня не наблюдается. Тогда как немногие мудрые клирики и миряне в подобные игры вступать заведомо неспособны из нравственных соображений. Ну а в одиночку протодиакону проводить такую коварную и умную линию в русле клерикальной политики было бы просто физически невозможно.

- Очевидно, Вы не согласны с версией, что это просто "месть" Кураева за увольнение из МДА. Значит, должны быть другие причины?

- Однозначно их определить нельзя. Может быть, не столько потому, что они какие-то непостижимые сами по себе, сколько оттого, что причина кураевского демарша способна оказаться неоднородной. В ней могут одновременно присутствовать и обида на оскорбительное изгнание из академии, и решение "соскочить с поезда", который в религиозном смысле летит под откос – а отец Андрей, в конце концов, несомненно, верующий человек. В тот же букет причин может войти и отчаянная попытка выступить "спасателем" в этой катастрофе, вскрывая формально самый неприглядный порок клерикального сообщества, и сознательное или подсознательное стремление обрести или восстановить свою весомость в качестве члена церкви, и такой же импульс к приданию большего гражданского веса своему голосу. Да и просто совершенно необдуманный импульс, крик души. Тогда, только уже после первого эмоционального выступления, протодиакон мог со свойственной ему грамотностью в оформлении своих действий, облекать в аргументы и дополнять его своего рода "метастазами". Так что, "почему" Кураев "так поступил", как говорят, сокрыто в сердце человеческом, тайны которого ведомы только Богу...

Гораздо важнее, что в результате его разоблачений люди – вся масса верующих и неверующих - получают возможность расстаться с одним из своих заблуждений. Из тех самых, помогающих идеализации в глазах людей скопища клерикальных чиновников, которые стремятся ко вседозволенности собственного произвола, прикрываясь Божественным авторитетом. То есть, по существу, вытесняют Бога в качестве объекта единственной безусловной веры христианина.

- Со стороны кажется странным, почему именно в клерикальной корпорации, которая хорошо знает Евангелие и где особенно строги нормы морали, расцвел такой порок, да еще и в уголовно наказуемых его формах…

- Проблема гомосексуализма в лоне церкви – не новость. При этом принципиальной разницы между ее присутствием в католицизме и православии никогда не наблюдалось. К ее истории подробно обращаться не будем, но специфичное использование юношей в российских, например, монастырях, в отличие от блуда с женщинами, который хотя бы ощущался грехом, считалось чем-то вроде простой шалости. Локализация Кураевым "голубого лобби" в никодимовской плеяде, таким образом, могла быть обусловлена чисто ситуационными причинами, которые вот так в РПЦ МП сложились в ХХ веке. Был бы не Никодим Ротов, а другой персонаж с той же эффективностью организации сталинской "религиозной" структуры, проявлений внутрицерковного гомосексуализма было бы все равно не миновать. Традиция. Это почти как пьянство священников, как хамство по отношению к наиболее беззащитным прихожанам и лебезение перед богатыми и властвующими. Одна из ментальных традиций российского государственного православия, что ни говори...

- Оправданы ли методы Кураева? Это ведь напоминает вывешивание грязного белья перед ничего не подозревающей публикой. Правы ли те, кто утверждает, что в конечном счете Кураев больше людей оттолкнет от РПЦ МП, чем в свое время привлек к ней своим миссионерством?

- Откровенно говоря, мне совсем не кажется, что начавшийся скандал замкнется на гомосексуальном вопросе. Невооруженным глазом уже сейчас заметно, что и сам о. Андрей понимает, что, во-первых, начатого процесса уже не остановить, а во-вторых, ограничить его лишь обнаружением "греха", трудность "раскаяния" в котором клерикальная номенклатура может естественным образом объяснять своей "стеснительностью", в нынешних условиях невозможно. Это хорошо видно и по последним интервью Кураева – в Слоне и в МК, и - еще отчетливей - по его записям в блоге.

Для самого протодиакона все это, конечно же, период очень трудный, драматично-напряженный, можно сказать. Во всяком случае, мне так думается, несмотря на собственные его сигналы об ощущении освобожденности. К примеру, поставить под сомнение "святость" блях с императорского пояса, поклонение которым для РПЦ МП почти то же самое, что для светской власти олимпиада, это не только "смертный грех" перед Кириллом, но и пересечение точки невозврата.

Начавшись с банального "голубого лобби", процесс искусственного катарсиса для клерикально-политической структуры в сегодняшних условиях, конечно, совсем не означает перспективы окончательного ухода со сцены. Даже в случае вполне вероятного вскрытия других несравнимо более тяжких в правовом плане проблем. У корпорации всегда остается возможность обернуться вообще чем-то вроде "управления Главкомписа по духовному окормлению" из романа Войновича. Но от Русской Церкви в таком разе осталось бы, конечно, только воспоминание.

И все же, если допустить, что инициатива о. Андрея могла быть подкреплена какой-то существенной поддержкой внутри РПЦ МП или обретет таковую теперь, то шанс на формирование в стране более подобающей структуры под брендом православного христианства, наверное, остается. Говорить же при этом о каком-то "очищении и возрождении" на основе религиозной структуры сталинской генерации, думаю, было бы вольным или невольным, но заведомо самообманом...

- Как Вы прокомментируете полемику между Николаем Митрохиным и Сергеем Бычковым? Первый из них считает, что Кураев – орудие внутрицерковного заговора по свержению Кирилла, а второй это категорически отрицает.

- Пусть сами они с этим почти наверняка и не согласятся, но я предположу, что здесь могло иметь место крайне выгодное властно-клерикальным сценаристам сеянье раздора среди немногих оставшихся в здравом рассудке участников формирования информационной картины происходящего с РПЦ МП. Как делается это обычно опытными аппаратчиками, рассматривать не будем. Но, мне кажется, имея дело с затянувшейся агонией "системы", здравомыслящим людям всегда стоит помнить о том, что в век информации именно они представляют собой первую мишень. Именно их в первую очередь стремятся "погасить" те, кто не любит оказываться на свету. Особенно в ситуации, когда речь вот-вот зайдет о банальном спасении собственной шкуры...

Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования