Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Директор отдела общественной информации Национального Духовного собрания Общины последователей веры бахаи в России ВИТАЛИЙ ЦУЦКОВ: "У нас нет цели любыми средствами затянуть, заманить к себе человека"


Портал-Credo.Ru: Насколько известно, бахаи - конфессия "неконфликтная". Вы практикуете невмешательство в политическую и общественную жизнь страны, на территории которой существует ваша община. Что предпринимают бахаи, если политическая обстановка этой страны угрожает существованию общины?

Виталий Цуцков: Есть государства, в которых, к примеру, официально разрешена только одна религия. В этом случае община бахаи подчиняется законам того государства, на территории которого она существует. Если инакомыслящим здесь запрещают создавать свои религиозные организации, то бахаи не создают общину. Нет никаких институтов, никакой религиозной деятельности, просто исповедующие бахаи живут сами по себе.

- Почему бахаи запрещено принимать материальную помощь у людей, не исповедующих эту религию?

- Лично мне очень нравится этот принцип - что пожертвования принимаются только у адептов бахаи. Мне кажется, что это делает общину бахаи очень прозрачной в финансовом отношении. Все пожертвования собираются казначеями и институты веры обязательно делают финансовый отчет об использовании этих средств. Мы всегда можем говорить о том, что мы используем только наши собственные средства.

- А если сумма пожертвований оказывается очень небольшой, не покрывающей расходы общины?

- Выход один - жить по средствам. Я считаю, что для того, чтобы действительно организовать жизнь по тем принципам, которыми мы руководствуемся, необходимо существовать только на свои деньги. Ведь, как известно, кто платит, тот и заказывает музыку. Это общеизвестно. Если кто-то со стороны начнет жертвовать деньги в нашу общину, он сразу же приобретет полное моральное право контроля над тем, как они распределяются.

- Сколько адептов насчитывает среднестатистическая община бахаи?

- В каждой общине дела обстоят по разному. К примеру, московская община бахаи насчитывает более двухсот человек.В Улан-Уде примерно столько же бахаи. А есть совсем небольшие общины, в городах, где численность населения заметно ниже.В Перми, допустим, в общине бахаи состоят сорок человек.

- А сколько вообще общин бахаи на территории нашей страны?

- Сейчас в России насчитывается примерно шестьдесят Духовных Собраний бахаи. Поскольку Духовное Собрание должно состоять из девяти членов, то, соответственно у нас есть общины, в которых как минимум десять человек, а есть те, в которых - двести членов.

- Как давно в России появилось учение бахаи?

- Вера бахаи появилась в России в конце девятнадцатого века. Стоит подчеркнуть, что именно Россия стала первой страной, в которую из Ирана проникло учение бахаи. Это очень интересная история.

- Как сложилась история последователей бахаи после революции 1917 года?

- После революции общины бахаи существовали в Советском государстве вплоть до 1936 года. Тогда у нас были довольно крупные общины, гораздо крупнее, чем сейчас.Позже, как известно, начались гонения и преследования верующих разных конфессий, как традиционных, так и нет. Тогда община бахаи прекратила свое существование, поскольку этого требовали наши заповеди. Те бахаи, которых гонения не коснулись напрямую, просто жили в стране как отдельные адепты. Общины бахаи возобновили свое существование только в 1990 году. Как известно, в 1987 году вышел закон о свободе вероисповедания. В этих условиях община бахаи могла существовать, поскольку этот закон официально позволял им функционировать.

Кстати сказать, здесь, в России, на тот момент оставались люди, которые исповедовали бахаи и раньше, до 1936 года. Многие из них были вынуждены уехать из страны в ту пору. Когда появилось законодательное разрешение на религиозную деятельность, очень многие бахаи, из тех, кто жил здесь раньше,стали приезжать вРоссию.

- Представители многих других нетрадиционных конфессий обычно стараются погромче заявить о своей религиозной организации, привлечь в нее побольше людей. Почему о бахаи практически ничего неизвестно рядовому населению?

- Это связано сеще одной идеологической установкой бахаи. Мы не ведем никакую пропагандистскую деятельность. Мы стараемся просто рассказывать о нашей вере каким-нибудь естественным путем или другим доступным способом.

- Тогда как же люди узнают о существовании бахаи?

- Например, мы рассказываем о нашей общине знакомым и друзьям. приглашаем их на собрания. Есть разные способы. Агитация у нас, в принципе есть, но она не агрессивная, не напористая. Мы просто рассказываем о нашей вере.У нас нет цели любыми средствами затянуть, заманить к себе человека. У нас подобные действия очень не приветствуются. Это не наш принцип.

- Как еще увеличивается количество ваших адептов? Может быть естественным путем, когда ребенок, родители которого исповедуют бахаи, принимает эту веру автоматически....

- Нет. Тут тоже работает один из принципов бахаи. Это так называемый самостоятельный поиск истины. Когда ребенку, родившемуся в семье бахаи, исполняется пятнадцать лет, он должен самостоятельно принять решение о том, какую веру он будет исповедовать дальше. А обязанность его родителей - познакомить его со всеми существующими вероучениями, чтобы он мог свободно ориентироваться и принять самостоятельное решение.

- В том случае, если этот ребенок решит исповедовать другую религию, к примеру, православие или ислам, как будут развиваться его отношения с родителями?

- Родители не должны противится его выбору - это противоречит нашим принципам.

- Когда человек решает исповедовать православие, он принимает Святое Крещение. Существует ли какой-то обряд, означающий, что человек принял религию бахаи?

- Сперва мы стараемся познакомить этого человека с учением, чтобы его решение стать бахаи не произошло вслепую, а было осознанным. Сама же процедура очень простая: в присутствии двух бахаи человек объявляет, что с этого момента он тоже становится последователем веры бахаи. Точно так же человек может и выйти из нашей общины.

- На церемонии открытия Национального съезда было прочитано несколько молитв. Они произносились на русском языке. Когда священные тексты бахаи были впервые переведены на русский? Почему именно на современный русский? Кто этим занимался?

- Эти тексты были написаны на арабском языке. Их создали Бахаулла, Баб и еще несколько главных последователей, в том числе сын Бахауллы, Абдул Бахар. Первые переводы с персидского и с арабского были сделаны именно на русский. Это был первый иностранный язык, на который переводилось учение бахаи. Этими переводамизанимались первые российские бахаи.

- Если сравнивать бахаи с другими конфессиями, например, с православием или с исламом, то хотелось бы выяснить еще вот такой момент. Во многих традиционных конфессиях есть определенный набор молитв, которые читаются в конкретное время. К примеру, утреннее правило, молитвы перед и после вкушением пищи и так далее. Есть ли у бахаи какие-то аналогичные тексты?

- Есть три основные молитвы. Каждый бахаи может выбрать себе ту, которая для него кажется наиболее удобной. У каждой молитвы есть свой порядок чтения. К примеру одну из них, среднюю по объему текста, полагается читать три раза в день - утром, в полдень и вечером. Самая короткая из молитв читается в промежуток между полуднем и заходом солнца.

- Существует ли специальная церемония бракосочетания между мужчиной и женщиной, которые исповедуют бахаи?

- У нас есть обряд бракосочетания. Он очень простой и очень красивый. Молодожены читаю специальный текст, он очень коротенький. Это должно происходить на глазах у свидетелей, которые тоже исповедуют бахаи. Обычно такая церемония происходит после государственной регистрации брака. На ней присутствуют все члены общины.

- Почему национальные съезды бахаи России проходят именно в мае? Это связано с тем, что по всей стране объявлены выходные дни и представители из региональных общин сумеют свободно выехать в Москву, или же это имеет какое-то еще значение, связанное с религиозным календарем?

- Национальные съезды бахаи проходят по всему миру примерно в это время.У бахаи есть святые праздники, и вот сейчас как раз идет праздник Навруз. Это продолжительный праздник, он длится не один день. Этот праздник посвящен моменту, когда Бахаула объявил о своем озарении.

- Как выглядят на практике учебные кружки и детские классы, про обустройство которых так много говорили на четырнадцатом национальном съезде бахаи России?

- У нас существуют два типа детского обучения.Есть воскресные школы бахаи и есть просто детские учебные классы. Чаще всего они организовываются в квартирах членов общины. Обычно учебные группы бахаи очень небольшие.

- Во время съезда было зачитано послание Всемирного дома справедливости. В нем, в частности, подчеркивался тот факт, что бахаи Ирака снова получили возможность создавать общины. Насколько я понимаю, это связано с падением режима Саддама Хусейна, при котором существование общественных институтов бахаи было невозможно. Как сейчас выглядит положение бахаи в этой стране?

- В Ираке сейчас официально разрешено воссоздавать общины бахаи. Много лет их там не было, все институты веры были распущены, администрации тоже не существовало. Понятно, что верующие там оставались. Они продолжали верить, работать и молиться.

Беседовала Лариса Романовская,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования