Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Галерист, арт-менеджер, публицист МАРАТ ГЕЛЬМАН: "Вера должна быть ключом, открывающим мир, а не замком, запирающим человека от мира"


"Портал-Credo.Ru": 11 июля на Триумфальной площади в Москве на акции "Православный F.A.Q." Вас объявили "врагом православия" номер 2. Ощущаете ли Вы себя врагом православия?

Марат Гельман: Ни в коем случае. Я даже своих оппонентов врагами не считаю. А Православную Церковь считаю важным институтом в России. Впрочем, как и любой институт, она не может быть священной коровой которую нельзя критиковать.

Если вы проследите за прессой, то увидите, что происходит ровно обратное: постоянно какие-то маргинальные организации, выступая от имени Церкви, нападают на меня, на мои выставки. А не я на Церковь. История с выставкой "ICONS" вообще странная. Выставка была более чем корректная. Мы хотели показать, что у художников и Церкви есть "общее наследие". Что русская икона имеет двойной статус. С одной стороны, это мировой шедевр искусства, как греческая скульптура, голландская живопись, японская каллиграфия, а с другой стороны — это сакральный предмет. Надеялись на диалог! (смеется)

Единственный раз, когда у нас был реальный спор с представителями РПЦ МП, это в Общественной палате (я был ее членом и работал в комиссии по культурному наследию). Обсуждался закон о передаче культурных ценностей Церкви. У нас был собран значительный кейс, доказывающий, что в РПЦ МП нет квалифицированных кадров и ресурсов, чтобы сохранить передаваемые им культурные ценности. Были ситуации совсем вопиющие. Когда невежественный батюшка, которому нужна была дополнительная келья, достраивал этаж монастырю XIV века. Когда ценные фрески (возможно, рублевские) утрачивались из-за свечной копоти.

­­– Верите ли Вы в Бога, если это не слишком личный вопрос?

– Для меня это несколько разных вопросов. Верю ли я в Творца – да, верю ли в то, что заповеди даны нам свыше – нет (я считаю их результатом мировоззренческого процесса), верю ли я в жизнь после смерти – нет, есть ли особый смысл в жизни каждого человека и в развитии человечества в целом – размышляю. Ну и самое главное: есть ли у меня собственный трансцендентный опыт – да.

В юности я был ярым толстовцем. Даже проповедовал в 1979 году. Просто Толстого я прочитал раньше Библии. Сейчас я, скорее, верующий, невоцерковленный христианин. Хотя мой трансцендентный опыт я получил в Индии.

– Считаете ли Вы свои выставки кощунственными? Что такое кощунство в Вашем понимании?

– Я сделал более 500 выставок за свою жизнь. Большинство из них вообще не касается вопросов веры и религии. Искусство — это про форму чаще, чем про содержание. Про язык. Но прессу интересуют именно выставки, связанные с социумом. Поэтому именно эти высказывания попадают в медиа. Вот, галерея Гельмана закрылась выставкой Каллимы. Кто об этом написал? Прекрасная выставка прекрасного художника, но без социального послания. Но вообще я считаю, что художник имеет право на кощунство. Любое атеистическое высказывание кощунственно. На выставке "Мастерская художника" была работа "Бога нет".Понятно, что если бы художник пришел с этой работой в церковь, мы бы это осудили. Но на выставке — почему нет? Работы Косолапова, критикующие потребительское отношение к Христу, "Кока-кола — кровь моя, биг-мак — мое тело", наверное, для кого-то кощунственны. А для других это, наоборот, укор тем, кто именем Христа занимается коммерцией. Не надо кощунствовать в храме.

Вообще, художник разговаривает со взрослым, разумным зрителем. Ну, представьте себе, если бы все учитывали, что среди зрителей или читателей могут быть дети, или готовые по любому случаю оскорбиться. Насколько бедней была бы культура.

Так что, если буквально ответить на ваш вопрос: да, наверняка были работы, которые можно считать кощунством. Но если они не претендуют на храмовые объекты — это нормально. Церковь может посоветовать своей пастве не ходить на тот или иной фильм, но мое право показать его.

– Что Вы могли бы пожелать верующим, православным христианам?

– Пожелать православным христианам? Ох, не знаю. Это я в 19 лет был такой самоуверенный, что советы давал. Единственное, что я понял через свой религиозный опыт: вера должна быть ключом, открывающим мир, а не замком, запирающим человека от мира. И еще, чисто практическое: я не знаю ни одного художника, желающего оскорбить ваши чувства. Одних это вообще не интересует, другие просто по-другому мыслят. Если чувствуете себя не готовыми воспринимать искусство тех, чье мировоззрение отличается от вашего – не смотрите его, игнорируйте. Но не становитесь в ряды тех, кто стремится запретить инакомыслие. Когда-то, еще совсем недавно, художники-нонконформисты были такими же инакомыслящими, как и православные при господстве КПСС.

Беседовала монахиня Ксения,

для "Портала-Credo.Ru"

Фото: "Полит.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования