Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Настоятель воинского храма святого Александра Невского в Пскове протоиерей ОЛЕГ ТЭОР: «Если в Москве еще есть коммунистическая партия, то в других местах уже нет, а церкви православные и прихожане все же остались»


 Портал-Credo.Ru: Вы потратили значительную часть жизни на возрождение воинского храма во Пскове, долгое время добиваясь его возвращения Церкви. Стали ли сейчас чиновники прислушиваться к Вашим нуждам, или по-прежнему нехотя идут на уступки?

Протоиерей Олег Тэор: То, что мы делали в эти годы, положительно. Сегодня [13 февраля] я поздравлял председателя псковских ветеранов Ивана Васильева с 80-летием, и он открыто, при губернаторе, мэре города, представителях районов, - хотя в советское время он много занимал ключевых постов, - сказал: "Я крещеный, и Вы венчали моих внуков, которые сейчас живут счастливо". Значит, многие люди пользуются храмом, его духовностью, и этим тоже часть счастья получили.

- Еще недавно нынешний заместитель мэра, он же бывший заместитель председателя горисполкома, Иван Калинин отвечал отказом на все Ваши просьбы…

- С Иваном Калининым  - вольно или невольно - благодаря деятельности нашей церкви складываются добрые, хорошие отношения. И часто он бывает или в восторге или в неожиданности от работы храма Александра Невского. Ведь мы первые выпустили значки в честь 1100-летия Пскова, книги выпустили одни из первых, календари, сувениры. Они [мэрия] нас поддерживали, не запрещали: надо нам символику, мы символику делаем на этих книгах, и все такое.

- А помощь какую-то они Вам оказывают?

- В этом и есть помощь, что нам никто не мешает, мы свободно идем своим путем. Впрочем, у меня есть одно пожелание к власти: чтобы передали бы два дома, разваливающихся, по улице Мирной № 9 и № 4, которые являются памятниками архитектуры. Эти дома входят в тот ансамбль, который составляют церковь Омского полка, Дом офицеров, часовня Державной иконы Божией Матери, красные кирпичные офицерские дома. Эти дома мы желаем восстановить. В свое время предполагали оттуда выселить жильцов и какую-то другую застройку сделать, но промыслом Божиим, - а я уже лет десять добиваюсь этих домов, они уже развалились, - там все еще живут люди. Хотя все переселяются - возможно, по документам они уже выселены.

И милостью Божией года через два у нас в Пскове начали большую стройку - дома для контрактников, целый микрорайон. И потому и эти дома, и площадки под ними, которые раньше принадлежали Омскому полку, остались невостребованными. Так что я желаю, чтобы они нам эти дома передали для храма.

Я желаю всех благ любой власти, начиная от президента, мэра Михаила Хоронена, и заканчивая последним нищим. Конечно, мы теперь не можем всем нищим помогать, потому что среди современных нищих уже не нищие, а те, кому если мы подадим, то будем способствовать их разбою. Раньше если нищего накормишь, напоишь, вымоешь его, он спасибо скажет и с благодарностью уйдет. А сейчас, если так называемого нищего накормишь-напоишь, переоденешь, то он смотрит, как тебя ограбить, убить и завладеть твоим имуществом. Поэтому мы не всегда способствуем так называемым современным нищим. Хотя помогаем нуждающимся и бедным людям.

- Как складываются Ваши отношения с 76-й воздушно-десантной дивизией, командование которой называет Ваш храм своим?

- С дивизией мы находимся в хороших, а иногда и в отличных, отношениях. Сегодня [13 февраля] я был у молодого пополнения, которые в первый раз в жизни прыгали с парашютом, в такой мороз, сфотографировались с ними, ходили по сугробам. 

- Но как-то Вам нужно было вызвать солдат на всенощную, икону нести, - начальство отказало. И теперь так же, в войска Вас пускают только по приглашению?

- Нет, иногда я даже без приглашения прихожу. Идут мне навстречу, убирают там, дают солдат. В свое время было, что отказывали. А сейчас на всенощную в субботу, в свободное от службы время, отпускают воинский хор. Чтобы они по казарме там не болтались. Сегодня планируем ехать туда - хотя бы минут на 15-20, чтобы разучить песнопение среди молодого пополнения. Они все - человек двадцать - не имеют музыкального образования, но есть талант, мы этот талант развиваем.

- Несколько лет назад был у Вас солист хора, Ян Осин, которому Вы помогали спастись от призыва в армию - есть ли теперь, после введения закона об альтернативной службе, возможность оставить в храме человека вместо службы в армии?

- Ян Осин теперь поет в Москве, в ГКЦЗ, даже в Кремле пел... Мы так не пробовали, конечно. Молодежь приходит, но, когда они вместе с Церковью сотрудничают с армией, то у них в основном появляется желание служить в армии. То есть они понимают, что нужно быть защитником Родины, и просто не боятся. Вот хор наш сегодня прыгал с парашютами, хотя они у нас в Пскове месяц-полтора, не больше, с разных уголков России приехали, попали сюда на службу. Они какие-то бесстрашные. И после прыжков ничего, хотя такой мороз, ведь они мерзли до этого, и после.

- Как Вы влияете на моральный климат в армии?

- Влияние Церкви есть: меньше преступлений, прислушиваются больше к Церкви. Командирам Церковь напоминает тоже о своем примере - даже неверующие понимают, что Церковь имеет громадный опыт. И этот опыт даже вернее и лучше, чем в современных вооруженных силах. Возьмите, например, как армия раскололась или разделилась, когда развалился Советский Союз, а Русская Православная Церковь осталась и в Узбекистане, и в других местах. Структура наша осталась, какой была и в советское время. Патриарх Московский и всея Руси имеет своих епископов везде, в том числе и в Эстонии. Хотя часть там за Константинополь, но есть и Московская патриархия, и митрополит Корнилий, которого я лет тридцать знаю, как был раньше, так и сейчас.

Церковь дает пример. Например, министр обороны России не имеет в Эстонии своих подчиненных, а Патриарх Московский и всея Руси имеет своих подчиненных и в Латвии, и в Эстонии, и в Баку, и в других местах. Если в Москве еще есть коммунистическая партия, то в других местах уже нет, а церкви православные и прихожане все же остались.

Так что Церковь дает хороший пример. Хотя коммунистическую партию не уничтожали поголовно, армию не уничтожали поголовно (хотя казачество уничтожали, да, сейчас жалеют, наверное, об этом), а самая первая вышла в войну к своим подчиненным Русская Православная Церковь. Глава ее митрополит Сергий раньше Сталина обратился к своему народу, дал понять, что мы победим. Хотя за несколько лет до этого уже стоял вопрос о полном уничтожении Православной Церкви.

- Как Вы относитесь к возможности объединения с РПЦЗ?

- Я считаю возможным объединение. Там очень много людей хороших, в заграничной Церкви. Лет 25 назад я был знаком с прихожанами РПЦЗ, и когда я бывал в других странах, то они нас принимали хорошо. Например, когда мы были в монастыре Марии Магдалины, в Вознесенском монастыре, где архимандрит Капустин похоронен, мы там молились и пели, в этих храмах.

Верхами руководят политические мотивы, иногда даже люди, далекие от Церкви, могут нас разъединять или разжигать распри, видеть везде какое-то разделение, хотя у нас больше единства, одни святыни и все прочее.

- Если к Вам приедет делегация РПЦЗ, то не будет ли неприятия со стороны военных из-за того, что это иностранцы?

- Во-первых, иностранцы и так вхожи в нашу армию, в том числе и в нашу дивизию - американцы и прочие. Прямо на этих днях были - с разными там проверками. Во-вторых, тем более, что это русские православные люди - я думаю, никто не будет против. Были моменты, когда из Русской Православной Церкви Заграницей в наш храм приходили люди - и никаких проблем не было.

- Что надо улучшить в положении священника в армии?

- Пусть все остается, как было веками. Мы не заменяем ни замполитов, ни психологов, а занимаемся своей духовной деятельностью, как было и в старину. Мы даже не заменяем капелланов. Статус русского священника намного выше, полезнее, значительнее и глубже. Душе человека верующего - солдата, офицера, матроса - Церковь помогает.

И когда я бываю в частях разных родов войск, солдаты говорят: приходите еще - значит, желают этих бесед.

Беседовал Валерий Никольский, "Портал-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования