Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Помощник постулатора процесса беатификации российских католических новомучеников АЛЕКСАНДРА РОМАНОВА: «Люди, узнав столько страшных фактов о репрессиях, угнетены печальной информацией»


"Портал-Credo.Ru": В каком состоянии сейчас находится процесс беатификации католических новомучеников, пострадавших в России в советское время?

Александра Романова: Процесс беатификации затормозился. Что происходит? Практически написаны "positio" — научные биографии слуг Божьих, которые не являлись орденскими священниками. У нас еще в процессе есть орденские священники, начиная с архиепископа Эдуарда Профиттлиха, который принадлежал к Обществу Иисуса. Что нужно для того, чтобы продвинулся его беатификационный процесс? Нужно, чтобы историки правильно составили его научную биографию, потому что пока она существует в виде книги на немецком языке, на русский не переведена, автор — Ламберт Клинке. Там собраны нужные факты и документы, и есть свидетельства того, что Профиттлих был готов умереть за веру — все, что полагается для процесса мученика, у него есть. Но именно вот этого "positio" — у него нет. Орден иезуитов уже несколько лет никак в этом деле не проявляется.

Есть три священника-марианина: Абрантович, Цикото и Мендрикс. Орден мариан тоже уже несколько лет не отзывается, хотя там хранится переписка мучеников. Там тоже факты собраны, то есть биографии этих священников есть, но правильно оформленных "positio" — нет.

И есть о. Станислав Шульминский — паллотинец. Паллотинцы собрали массу материалов — Шульминский очень популярен в Польше и в Украине, где он учился и где прошла значительная часть его жизни. Вышла масса книг и статей о нем. Наверное, о нем написано столько же, сколько о епископе Антонии Малецком, — это два самых богатых на литературу случая. Но при всех собранных фактах — "positio" нет. И паллотинцы тоже молчат.

Некоторое время назад шло обсуждение, что нужно переформировать процесс, то есть сделать его процессом тех кандидатов, чьи "positio" уже написаны. Это что касается официального положения вещей. А есть еще одно обстоятельство.

Какое-то время назад, когда происходило бурное возрождение католической Церкви в России, исторические разыскания для выявления подвига тех, кто здесь пострадал за веру, были очень активными. Капитальным трудом, аккумулирующим многие исследования, является "Книга памяти: Мартиролог Католической Церкви в СССР", изданная в 2000 году. И в процессе сбора материала как раз были написаны биографии наших новомучеников, что позволило через некоторое время начать официальный процесс, то есть подключить Рим.

Статьи публиковались в "Свете Евангелия", в каких-то журналах, в газетах, в Интернете. Об Анне Абрикосовой вышло довольно много. О епископе Малецком вышло значительное число публикаций по-русски и по-польски и т.д. Но этот энтузиазм, сопровождавший первоначальное разыскание материалов, в католической среде — в среде, в том числе и мирян, а не только духовенства, — он спал. С чем это связано?

В прошлом году проходил Пятый форум богословов в Петербурге. О нем было много информации в Интернете, и отчет по заседаниям можно прочитать на сайте постулатуры. Там есть фотографии, там есть библиография этих форумов, которые организовал польский францисканец о. Станислав Напюрковский со товарищи. Форумы проходили в Люблине, потом в Украине, пятый был у нас, а шестой будет здесь, в Москве, и о нем никто ничего не знает. Он состоится в ноябре и будет посвящен теме "Церковь и культура", но больше у меня никаких других сведений нет.

Так вот, на Пятом форуме как раз и поднимался вопрос: "Почему произошел спад интереса к нашей истории?" Там были объяснения чисто политические, что в России у католиков существуют некие трения с РПЦ МП, которая является преобладающей по количеству верующих конфессией. А было объяснение психологическое. Речь шла о том, что люди, узнав за относительно короткое время столько страшных фактов о репрессиях — а это был именно процесс узнавания — были настолько угнетены печальной информацией, что она должна как-то "перевариться". Она потом принесет плоды, но сейчас это период некоторого угнетения именно в этой сфере — сфере узнавания тяжелой и трагической истории католической Церкви.

Что следует из этого спада, кроме того, что фактически процесс на данный момент стоит? Он, собственно, не стоит, но он не движется технически к завершению, а только очень медленно распространяется информация об этом процессе. Когда-то было произведено первоначальное "впрыскивание" информации в общество, что есть такой процесс, есть такой сайт, а потом все затихло.

И еще: у нас была общероссийская католическая газета "Свет Евангелия". Она рассылалась по приходам и была для всех приходов почти единственным источником информации о том, что происходит в других приходах. Когда эта газета закрылась четыре года назад, у нас в России перестал существовать единый католический информационный ресурс.

Существует сайт архиепархии, но он существует не так давно, и нельзя сказать, что там широко публикуется хроника нашей провинции. А также Бюллетень архиепархии, который выходит очень нерегулярно. Существуют сайты приходов, но не всех, и не всегда они обновляются достаточно часто. Существует "Католический вестник", которого я лично уже давно не видела. Существуют строго научные журналы, которые широко не распространяются. Нет ни одного ресурса, широко распространенного, который бы давал, прежде всего, самим католикам в разных приходах, — именно мирянам, — в глубине России, в провинции, — информацию о том, что католическая Церковь не только существует, не только священники исполняют требы, но и развивается.

Ведь приходы растут, тихо, медленно, но растут. Мы не знаем точно, сколько нас, — перепись не включает этой информации. Что происходит в других приходах, что можно сделать у нас, чтобы оживить христианскую жизнь, чтобы вера возрастала, чтобы дети не уходили во всякие глупости, в бандитизм или в наркоманию, а чтобы дети шли ко Христу? И в связи с исчезновением такого общекатолического ресурса в России, информация о новомучениках распространяется, в основном, отдельными изданиями — у нас выходили буклеты, было издано несколько книг в постулатуре. Книги очень медленно, но разошлись, хотя не все. Вот перевод книги Ф. Рутковского о епископе Малецком, с обширными комментариями С. Козлова-Струтинского мелким шрифтом, — это большая ценность для историков, — до сих пор лежит в довольно большом количестве экземпляров.

Сейчас информация собирается на сайте. Хотелось бы, чтобы те, кто заинтересован в расширении почитания новомучеников, в том, чтобы подвиг новомучеников становился известен молодому поколению, пользовались информацией оттуда.

Сейчас история повторяется на новом витке, то есть, если после революции было массовое отвлечение детей от Церкви одними способами, то сейчас происходит массовое отвлечение детей от Церкви другими способами. Если раньше это была пропаганда коммунизма, то сейчас это пропаганда бесконечных игр и отвлечение от жизни взрослых — от строительства своей страны.

- Вы говорили, что торможение процесса прославления новомучеников связано с тем, что недавно на нас хлынул поток ужасающей информации, и необходимо эту информацию переварить. В России в XX веке за Христа пострадало больше людей, чем за много предыдущих веков во всем мире. И, наверное, тормозящим фактором становится и то, что непочтительно по отношению к православной Церкви говорить всего о 16 или 20 новомучениках Российских, когда их здесь были миллионы. Может быть, этот фактор в условиях особо деликатных взаимоотношений Святого Престола с Московской патриархией является сдерживающим? Непонятно, что делать с миллионами христиан, убитых за веру в России?

- Да, и об этом тоже шла речь на Пятом форуме богословов. Дело в том, что когда составлялись научные биографии, то моменты не чисто католического, а общехристианского поведения новомучеников есть в этих текстах. А на сайте есть статьи о деятельности абрикосовской общины, о Камилле Крушельницкой, которая была связана с русскими, и с православными в том числе, деятелями московских тайных общин.

РПЦ МП своими новомучениками в те же сроки занималась. И сейчас канонизировано около 1 700 новомучеников — я пользуюсь информацией, которую опубликовал о. Георгий Митрофанов, чьи статьи и доклады тоже есть в Интернете, и он выступал на форуме и тоже говорил о том, что православная часть населения России своих новомучеников знает очень мало. Церковь их канонизировала, но из процесса их канонизации, из требований к кандидату, был убран один критерий — существование почитания в народе. Потому что погибли родственники, погибло все окружение приходское, погибли свидетели в тюрьме и даже следователи, потому что после 37-го года следователей тоже расстреливали. И протоколы допросов были подделаны. Поэтому там было очень сложно.

И сейчас точно так же сложно распространять этот культ уже постфактум. Они канонизированы, они несомненно святые, они несомненно совершили свои подвиги и т.д., но что такое новомученик? Это человек, к которому мы обращаемся как к заступнику, — мы молимся и просим его заступиться за нас перед Богом. Чтобы к кому-то обращаться, нужно иметь к нему какое-то личное отношение, хотя бы минимальное.

У древних святых это репутация, которая накапливалась веками. Когда мы обращаемся к древнему святому — это семейная традиция, или, допустим, мы читали его житие. А кто обращается к заступничеству одного из 1 700 новомучеников православной Церкви? То есть число обращающихся к каждому из этих 1 700 очень невелико.

Во всяком случае, то, что, по крайней мере, какая-то часть населения понимает значимость не только 16 католических, но и 1 700 православных святых — это несомненно.

Кстати, на сайте специально вывешено много экуменических материалов. Чтобы люди, которые заходят на католический сайт, видели и параллельные сюжеты в РПЦ.

Беседовал Александр Солдатов,
"Портал-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования