Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Преподаватель Московского финансово-промышленного университета «Синергия», проф. Академии военных наук СЕРГЕЙ ИВАНЕЕВ: «Открытых атеистов в России изгоняют со всех должностей федеральных государственных служащих»


"Портал-Credo.Ru": Почему Вы выступаете с жестко антиклерикальных позиций?

Сергей Иванеев: Сегодня, наверное, уже ни для кого не является секретом, что Россия в начале XXI века скатывается в пучину религиозного Средневековья.

Правительственные круги в их сомнительном либерализме предоставили религиозным конфессиям (особенно одной из них) ничем не ограниченную свободу. Этого оказалось достаточно, чтобы религиозный клир начал попирать конституционные положения и с завидной настойчивостью устремился в школы, вузы, больницы, в армию и другие государственные структуры.

- Почему таких успехов в деле клерикализации государства добилась страна, которая еще совсем недавно считалась атеистической, "интернационалистской" и т.п.? Ведь большинство жителей России составляют все-таки бывшие советские атеисты или агностики…

- Благородным принципам интернационализма и толерантности остались верны подлинные интернационалисты и атеисты. Но их голос оказался приглушенным хором массового сознания, качнувшегося в сторону клерикализма.

Особое непочтение испытывают атеисты, к которым я и принадлежу. Самоё направление атеизма, как формы свободомыслия, представляется неким аморализмом и даже бесстыдством. Нынешнее падение нравов, коррупцию и захребетничество относят на счет как раз безверия, которое отождествляется с атеизмом. Сегодня вы почти не встретите атеистической книги, брошюры или статьи, зато клерикальная литература, "уничтожающая" атеизм, заполонила книжно-печатный рынок. Поэтому массовое сознание попросту не знает принципов атеизма, ратующего за торжество научного мировоззрения и социальное равенство.

- Вы считаете, что атеистов дискриминирует власть?

- Сегодняшние правительственные круги всеми силами стараются недопустить даже намеков на "атеистическое сообщество". 20 лет религиозной свободы привели к тому, что атеистов и их мировоззрение шельмуют по инициативе священнослужителей РПЦ МП и клерикальных светских властей, открытых атеистов изгоняют со всех государственных должностей федеральных государственных служащих.

- Вы намерены предпринимать какие-то усилия для "реабилитации" атеистов?

- Да, мы выступили с "Меморандумом свободомыслящих и марксистов-атеистов", который опубликовали на сайте "Civitas" представители атеистического сообщества, ученые - академик РАЕН Юрий Петраш и я, доцент кафедры ВУНЦ СВ "Общевойсковая академия ВС РФ" Сергей Иванеев. В тексте документа мы выражаем свою озабоченность очевидными фактами того, что морально-духовное состояние значительной части человечества находится под влиянием религии, тормозящей поступательный ход современной цивилизации. В своем "Меморандуме", написанном именем старшего и молодого поколения атеистов, мы, представители атеистического сообщества, предлагаем вывести атеизм на подобающий уровень научности, решительно изгнав всякие поверхностные любительские и хулиганствующие "левачества".

- Что Вы намерены делать дальше?

- В ближайшие дни мною планируется публикация статьи "Что такое атеизм", где будут рассмотрены проблемы нападок различных конфессий на атеизм, неопределенные концепции атеизма и очевидные отступления самого атеизма от его завоеваний в условиях Советского Союза.

- Что Вы считаете научным обоснованием своего атеизма, есть ли оно у Вас вообще?

- Я считаю, что высшего уровня научного понимания религии достигла диалектико-материалистическая теория марксизма. Поиски выхода из экономического и духовного рабства привели к такой теории, которая сфокусировала в своем содержании все самые ценные достижения мыслителей-гуманистов разных времен и народов. В основе экономической жизни общества марксизм открыл способ производства, как единства производительных сил и производственных отношений. Именно общественное бытие определяет индивидуальное и общественное сознание.

В сфере "надстроечных" явлений религия заняла важное место. Почему? Ответ на этот вопрос всегда давался и дается разный. Следуя исторической традиции, довольно значительная часть людей вкладывает в содержание религии непомерно обширный смысл. Теология представляет религию некой дистиллированной "купелью духа" - чистых помыслов и идеалов, правды, любви, гуманизма, мира и т.д. При этом замалчиваются очевидные факты войн, вероломства, обмана, горя и бед человечества, вершащихся под эгидой религиозной веры. Бог и боги представляются надмировыми владыками и носителями добра и счастья.

Вбирая в содержание своего учения о религии мировую практику свободомыслия и атеизма, марксизм создал глубокое в своей сущности учение о религии как об особом роде духовного наркотика, который рассчитан на массовое, не научное, сознание. Да, людям необходим жизненный идеал. Не находя (или не видя) его в реальной жизни, они создают такой идеал в своих помыслах, отрывая его от скверны земного бытия. Это синдром отрыва своих насущных идеалов от жизненной практики и экстраполяция их на сверхъестественные силы.

В свете марксистской теории религия является многофункциональной социально-духовной системой. За свою многотысячелетнюю практику она облекла своим вероучением не только мировоззрение людей, но и социальные стороны общественной жизни.

Беседовал Валерий Степанов,
для "Портала-Credo.Ru"

 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования