Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Лидер рок-группы "Оргия праведников", член Православного братства св. Иакова СЕРГЕЙ КАЛУГИН: "Это бред - я православный христианин, а поскольку я согласен с тем, что нет Бога, кроме Бога, и Магомет пророк Его, то я являюсь мусульманином"


Портал-Credo.Ru: Знатоки твоего творчества часто говорят о твоем интересе к восточным и западным религиям. Вместе с тем, в последнее время ты выступаешь как православный традиционалист. Каково на самом деле твое отношение к разным религиозным традициям?

Сергей Калугин: Мой интерес к восточным и западным религиям никуда не делся, потому что, я думаю, это очень русская черта - откликнуться на всё, всё впитать, всё понять, и именно изнутри.

Что касается традиции, которой я следую, она была, есть и остается ортодоксальным православием, а все остальные я просто знаю и люблю, может быть, больше люблю, чем знаю.

И мне представляется, что я вряд ли ошибаюсь. Потому что если у человека есть опыт жизни внутри определённой традиции, то и другие традиции для него становятся понятны, то есть ты понимаешь, что происходит с людьми на тех же этажах религиозного пути, соответствующих тому, на котором находишься ты. В тот же буддизм я очень врубался не потому, что я изнутри его проходил, а потому что я проходил изнутри православие, и в результате становятся абсолютно понятны какие-то вещи, которые там у них творятся.

Я не люблю секты, они мне не были никогда интересны. А широкие традиции, традиции, возвышающие дух, мне всегда были близки, то есть то, что способствует раскрытию лотоса, как говорят буддисты, мне всегда было интересно.

Строго говоря, разные религии не пересекаются, так же, как, к примеру, химия, физика, алгебра. Потому что какое отношение четыре благородные истины имеют к стоящему на греческой философии символу веры христианскому? Вообще никакого! Это не пересекающиеся вещи. Какое отношение к тринитрарным догматам, опять-таки стоящим на средиземноморской греческой традиции, имеет формула "нет Бога, кроме Бога, и Магомет пророк Его"? Понимаешь, я с этим совершенно согласен, что, кстати, делает меня мусульманином автоматом, тут же. В результате получается бред - я нормальный православный христианин, но, поскольку я согласен с тем, что нет Бога, кроме Бога, и Магомет пророк Его, и именно Его, а не другого Бога, то я, вообще-то говоря, являюсь мусульманином, а поскольку я абсолютно согласен с тем, что четыре благородные истины - святая правда, то я одновременно являюсь ещё и буддистом, в довесок ко всему, - просто анекдот какой-то.

А дело-то всё в том, что крупные религии в базовых своих точках, откуда они растут, не пересекаются. Вещи, в равной степени способствующие движению человека к божественному, совершенно из разных точек движутся.

Портал-Credo.Ru: Как ты прокомментируешь звучащие в твой адрес обвинения в филокатолицизме, западничестве, либерализме?

Сергей Калугин: Видишь ли, я действительно очень люблю католиков и неплохо их жизнь знаю, в том числе и изнутри. Это связано с тем, что я входил в христианство через меневские круги, которым всегда была свойственна любовь к католикам и достаточно тесное общение с ними. И сейчас любовь к культуре Римской Церкви никуда у меня не делась, другой вопрос, что сейчас я в силу личного автономного выбора нахожусь в рамках Русской Православной Автономной Церкви, которая находится вне общения с Церковью католической, и по послушанию продолжаю их очень хорошо любить и понимать, но сейчас не могу себе позволить молитвенное или литургическое общение. Надо сказать, что на самом деле позиция, как я её понимаю, вот всех этих так называемых "ИПЦ" (не нравится мне термин "Истинная Православная Церковь" - масло масляное) даже не заключается в том, чтобы кричать: "мы единственный светоч истины, а у всех  остальных ни таинств, ни церкви", она, скорее, заключается в том, чтобы стоять и напоминать о том, что есть проблема. Я считаю, например, что таинства в той же Московской патриархии при всей патологичности этой организации вполне действительны верою нормальных людей, которые там есть. Я считаю, что таинства католиков действительны, но если не будет таких злокозненных людей, которые будут стоять и напоминать о том, что есть проблема, как ты ещё дашь понять, что она есть? Этостояние, этот отказ от литургического и молитвенного общения - это отчаянная попытка напомнить о том, что проблема есть, что она ещё не решена, что ещё нужно сходиться, договариваться и решать, где правда Божия. И для меняэто было очень важным - встать туда, где постоянно напоминают о том, что всё вовсе не так благополучно, как нам пытаются представить.

Портал-Credo.Ru: Это и было причиной твоего перехода в РПАЦ?

Сергей Калугин: Я всегда знал, что сергианство - большая проблема, и не зря представители РПАЦ говорят, что "единственные наши соратники внутри Московской патриархии - это, как ни странно, не ортодоксы, а именно либералы" - те, которых дразнят "новообновленцы". Потому что они единственные внутри МП, кто помнит о том, что сергианство - это грех. И при всей внешней различности между ними намного больше общего, потому что и те, и другие - здоровые силы.

Внутри Московской патриархии я был левым, я всегда знал, что сергианство - это проблема, это грех, и никогда не уставал об этом напоминать. Однако у меня были утопические надежды на то, что будут какие-то позитивные сдвиги, соберут поместный собор. А теперь уже понятно, что этого не будет никогда, тем более что даже решения поместного собора теперь у нас не могут считаться законодательно серьёзными - все решает только Архиерейский собор. А оказалось, что в основе этого лежит серьёзная патология. Я думал, что это живой организм, а там, конечно, хоть и есть живые люди, но жизнь эта существует не благодаря, а вопреки, то есть это совершенно  мертворождённая организация. Часто можно услышать: "Ну как же, там столько батюшек хороших!". Я говорю: "Да, это всё равно, что сказать "знаешь, на "Нашем Радио" столько хороших групп!": да, они там есть, но в основе своей "Наше Радио" - это кошмар.

Кстати, когда я приехал в Суздаль, чтобы посмотреть, как живёт РПАЦ изнутри, я тоже опасался этого сектантского местечкового духа. Поразительно, что дух всего этого оказался похож на меневские тусовкипо некой свободе, радости, "незашоренности". Половина прихода РПАЦ - это тамошние байкеры, при этом они очень жёстко стоят на своих позициях. Это очень свободные, очень современные люди. Очень хорошие.

Портал-Credo.Ru: Что ты думаешь о старообрядчестве?

Сергей Калугин: Я считаю, что никонианство - это была огромная трагедия, и я с очень большой симпатией отношусь к староверам. Понимаешь, что такое ИПЦ? Это просто следование той церковной линии, которая существовала до революции, и больше ничего. И в этом смысле было же признано равноспасительным старообрядчество. Я к нему так и отношусь, это нормальное православие. Ну, естественно, не беспоповские дела какие-то там, которые больше на протестантов похожи, какими-то бесконечными цитатами из Ветхого Завета, с криками про Исайю и уплыванием в Америку в поисках земли обетованной, точно так же и беспоповцы там по Беловодьям шатаются… Голимые протестанты, я считаю. А нормальное поповское старообрядчество - это то же самое православие. У них очень здоровый дух. Я и в книжные лавки к ним заходил, милые люди.

 Портал-Credo.Ru: Как ты относишься к экуменическому движению?

Сергей Калугин: Дело в том, что экуменизмов несколько. Можно говорить о появлении в мире того братства мистиков, которое существовало всегда, - на этом стоит Тэзэ, экуменический монастырь, в котором я был. И можно говорить о неких хаотических процессах, о которых говорит один очень смешной фильм. Посмотрев его, я понял, что знаю греческий язык. Потому что весь комментарий к тому, что было на экране, сводился к трём словам - "сатанизмо, паганизмо, экуменизмо".

Прежде всего - это пошлость. Потому что когда собраны в одну кучу православные попы и ассоциации буддийских лесбиянок, это, прежде всего, пошло. А раз пошло, то можно говорить о том, что и с точки зрения веры это ужасно. И получается так, что там, где нет истины, обязательно будет пошлость. Поэтому шабаши, которые они  устраивают, меня отвращают прежде всего дурновкусием. Я прежде всего эмоциональный человек, а не интеллектуальный, и когда меня начинает тошнить,
становится понятно, что и идеологически за этим стоит какая-то дрянь.

Но я считаю, что диалог нужен и необходим, конференции нужны и необходимы,  встречи нужны и необходимы, возможно, могут быть формы некоего молитвенного общения, но когда речь идёт о хаотическом смешении всего со всем, это я просто никак поддержать не могу. Все эти женщины-попы, венчания гомосексуалистов...

Портал-Credo.Ru: Как ты относишься к Папе Римскому и его деятельности?

Сергей Калугин: Хороший дядя, но формулировка, которая у меня возникла, - слишком много шоу. Это огромная беда современного католицизма - 68-й год и элементы шоу. То есть  фотографии, где он прислушивается к статуе Мадонны, а она ему каждый раз что-то шепчет. Их очень сильно портит заискивание перед протестантами. Это просто анекдот какой-то, я общался с протестантской элитой, они все тяготеют к ортодоксии, а католическая Церковь тем временем сдаёт позицию за позицией. Им достаточно один день простоять и одну ночь продержаться, и протестанты прибежали бы обратно, а они вместо этого идут к ним навстречу...

Был на современной католической литургии, когда все там, как негры в методистской церкви: "Аллилуйя, аллилуйя!", и девчонка с нами была, католичка, строгая такая, нормальная католичка. После того, как она на этой литургии причастилась, один мой православный друг ей говорит: "Ну что, Танюх, поздравляю, подвиг веры совершила!" У всей нашей компании лица были перекошены от этого безобразия. Так что католиков я
люблю, но их проблемы для меня вполне очевидны. Ну что ж поделаешь, время такое. 

Беседовал Алексей Белов, "Портал-Credo.Ru"

Полный текст интервью будет размещен на нашем Портале в ближайшее время.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования