Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Обозреватель газеты «Московский комсомолец», д.и.н. СЕРГЕЙ БЫЧКОВ: «Погоня за количеством в ущерб качеству – основной вывод из заседания Священного Синода»


"Портал-Credo.Ru": На Синоде Вы лично не были?

Сергей Бычков: На Синод допускаются только постоянные и временные члены Синода. Журналистов пустили только на открытие, они сняли картинку, и их выгнали тут же. На Синод не допускаются наблюдатели, он проходит в закрытом режиме.

- Но у Вас есть свои источники в Синоде?

- Да.

- В чем смысл образования митрополий и кадровых назначений, которые произвел Синод?

- Самое удивительное, что решение об образовании митрополичьих округов Священный Синод принял еще в 2003 году. То есть понадобилось 8 лет для того, чтобы Священный Синод принял к действию свое собственное решение. На сегодня мы имеем 20 митрополичьих округов.

- Какой в этом практический смысл для церковной жизни?

- Речь идет о гигантских территориях, особенно о Сибири, Дальнем Востоке, Средней Азии, которая считается канонической территорией Русской Церкви. Например, вы представляете себе территорию Казахстана? И там было только 3 епископа. Конечно, возникла необходимость создания новых епархий. Эти епархии подчиняются не непосредственно Патриарху, а сначала – своему митрополиту, а тот уже подотчетен Патриарху. Это для удобства управления епархиями.

Когда речь идет о территориях типа Казахстана или Красноярского края, это вроде как понятно. Но когда в митрополии превращаются такие епархии, как Рязанская, Саратовская, Саранская... К примеру, в Мордовии всего 300 приходов, их разделили на 3 части – в каждой епархии получилось по 100 приходов. В Московской же области около 1500 приходов, но ее не делят. Это как-то очень странно. Новейшая история России, наверное, еще не знала таких примеров, чтобы дробились обычно цельные епархии.

Хотя вроде как повышается статус митрополита, который возглавляет этот митрополичий округ, но есть еще одно предположение. Поскольку в Украинской Церкви последние годы происходило постоянное деление епархий и практически количество епископов украинских достигло почти половины от общего количества епископов Московского патриархата, то новый Патриарх решил изменить этот баланс. Возникновение новых епархий предполагает появление новых епископов. Ну, представьте себе, 20 митрополичьих округов и в каждом по 3 епархии.

Но самое забавное, что когда мы смотрим на ставленников, то половина из них – украинцы, хотя они и заканчивали русские духовные школы. Получается какой-то абсурд. Странно, если Патриарх решил сместить баланс и увеличить количество русских епископов, то почему, например, он назначает Лукьянова-Луценко, бывшего наместника киевского монастыря. Или Викентий (Морарь) – молдаванин – предлагает своего соотечественника на кафедру в Киргизии. Это, конечно, трудно понять.

- Это может быть связано с подготовкой к Всеправославному Собору?

- Отчасти да. Ведь если говорить о принципе пентархии, в которую не входит Русская Православная Церковь, то возникает вопрос, как такая Церковь будет представлена на Всеправославном Соборе. Естественно, древнейшие Церкви претендуют на то, что должны быть равные представительства. РПЦ МП заявляет о том, что она самая крупная, поэтому, естественно, количество епископов, представленных на Всеправославном Соборе, должно у нее быть самым большим. Это одно из объяснений появления митрополичьих округов.

Правда, ни одно из этих двух возможных объяснений не претендует на то, чтобы всецело объяснить подобные действия.

- Если вернуться к первому объяснению, почему так важно конкурировать по количеству епископов с Украинской Церковью?

- А потому что при избрании нового Патриарха, предположим, в случае смерти или тяжелой болезни этого, у нас на Руси может быть избран Патриарх из украинских епископов, которые просто голосами могут перевесить мнение остальных епископов. Так, после смерти Патриарха Алексия Второго собрался Поместный Собор, и Патриарх Кирилл набрал меньше половины голосов епископата, но тогда митрополит Владимир (Сабодан) отказался выставлять свою кандидатуру, Поместный Собор выбрал Кирилла. В следующий раз этого может не произойти – и Украина может просто выставить своего кандидата.

Вот Патриарх и наращивает количество епископов как бы русских. У нас их было 156, а сейчас уже, наверное, за 200. И где-то 70 или 80 – это украинский епископат, это самая крупная часть Русской Церкви, там 13 тысяч приходов. Это почти половина приходов Русской Церкви, в которой в общей сложности около 30 тысяч приходов. То есть Украина – это больная мозоль. Почему последнее время Патриарх так часто и ездит в Украину.

Тем более, статус Украины не совсем понятен. Украина – независимое государство. Томос, который был дарован Украинской Церкви в 1990 году, практически ее сделал автокефальной Церковью, в Томосе записано: "Независимая и самостоятельная". Это перевод греческого слова "автокефальная". И Украинская Церковь может сказать: "Ввиду своего существования мы или избираем своего Патриарха, или уходим под Константинополь". Там все время такой очень острый баланс, потому что Кирилл боится, что Украинская Церковь может отделиться и стать действительно автокефальной Церковью, а тогда отваливается самая крупная часть от Русской Церкви, и Русская Церковь перестает быть такой великой и могучей. И второе, чего он боится, это что они могут пойти на экспансию – выдвинуть своего кандидата на последующих выборах Патриарха.

- А бывали уже случаи такой "смелости" со стороны "братских" республик?

- Да. Выдвинули Филарета Минского на Поместном Соборе 2009 года.

- Что еще было примечательного на заседании Священного Синода, кроме образования митрополичьих округов?

- Ну, были обычные отчеты. Революционным было решение об увеличении числа постоянных членов Священного Синода с 7 до 9. Ввели митрополита Астанайского и Казахстанского Александра, а также митрополита Среднеазиатского Викентия. С одной стороны, вливаются как бы "свежие" силы, хотя Александру 67 лет, а Викентию - 58. В основном ведь в Синоде сидят старцы, самый молодой – Иларион, ему 44 года, но все равно увеличение количества постоянных членов Священного Синода говорит о том, что какие-то процессы происходят в Церкви.

- А что это за процессы?

- Увеличение числа епископов должно способствовать миссионерской работе. Приняты решения о работе с молодежью. Но, к сожалению, Синодальные отделы практически все остаются мертворожденными, за исключением ОВЦС. На протяжении 20 лет они миссионерски себя не проявили. Немножко вначале в сфере благотворительности началось какое-то шевеление, но все свелось к разговорам и отчетам. Ну, о. Чаплин из нового отдела ОВЦО постоянно шокирует общественность своими заявлениями. Больше я ничего не могу сказать.

- И введение новых постоянных членов Синода не переломит эту тенденцию?

- Маловероятно, что переломит. Викентий известен своим консерватизмом, антиэкуменизмом, это довольно мрачная личность. Александр тоже себя не проявил за 20 лет своего епископства буквально ничем. Он сидел в Костроме, возглавлял комиссию по работе с молодежью, которая, естественно, не велась, ну и торговал водой "Святой источник". Вот вроде как бы все его подвиги. Довольно безотрадная картина.

Поэтому основное событие этого Синода - это появление митрополичьих округов и появление новых епископов. Хотя Патриарх декларировал, что будут приняты новые положения, по которым мы будем жить, в принципе он будет дробить и дальше всю Россию, чтобы сделать Русскую Церковь самой многочисленной по количеству епископов, неважно, сколько у нее приходов, неважно, какие эти приходы, сколько прихожан. Этого никто не считал. Разве 2000 московских и подмосковных приходов можно сравнить с приходами в той же Рязанской, Костромской, Калужской областях, где вымирают села, в которых стоят восстановленные храмы, а священники в них озабочены только тем, как вообще прожить. Это практически одинаковая картина по всей России.

- И каким же образом дробление может с этим справиться?

- Оно призвано запудрить слабые головы. Правительство России принимает решения о том, чтобы решить демографическую проблему, но Церковь ведь вряд ли может заниматься этим: что касается епископата – это монахи, они демографию не могут увеличивать.

- А проблема пентархии обсуждалась на Синоде открытым текстом?

- Естественно. Но она не отражена в документах. Во всяком случае, известно, что накануне Синода митрополит Иларион встречался с тремя восточными Патриархами. Он был в Стамбуле, в Дамаске и в Иерусалиме. Но позиция Патриархов древних Церквей едина и неделима, и пока Русская Церковь наталкивается на упорное нежелание принимать во внимание все вот эти рассуждения о том, что "мы самые крупные, самые сильные, самые влиятельные". Они говорят: есть веками установившийся принцип пентархии, так оно и будет. Только пять Патриархов имеют авторитетное мнение. Это Константинопольский Патриарх, первый среди равных, потом идут Патриархи Антиохии, Иерусалима, Александрии и Рима, которого, впрочем, заменил Архиепископ Кипра.

- Москва все время своего существования претендовала на вхождение в пентархию?

- Русская Церковь с тех пор, как XVI веке получила автокефалию, все время играет мускулатурой. Когда находились восточные Патриархи под властью турок, естественно возникал вопрос. Ведь почему Москва получила автокефалию? Потому что она помогала тогда восточным Патриархам деньгами. А сейчас у Игнатия в Антиохии, в Дамаске, очень тяжелая ситуация в связи с событиями в Сирии. Иерусалимский же Патриарх совершенно независим, у него свои источники дохода. Вселенский Варфоломей опирается на диаспору в Соединенных Штатах, тем более что Архиепископ, возглавляющий Элладскую Церковь, признал его своим главой. Что касается Александрии, то практически все православные приходы в Африке, за исключением 2 приходов РПЦ МП, находятся в ведении Александрийского Патриарха, он тоже достаточно независимый человек. Хотя среди четырех восточных Патриархов у него самая тяжелая ситуация, в связи с исламской революцией в Египте, и у Игнатия в Сирии, где, поскольку евреев нет, враги номер один - это христиане.

Вот на этом РПЦ МП и пытается играть, упирая на свою "многочисленность".

- Как бы Вы резюмировали итоги заседания Священного Синода?

- Погоня за количеством в ущерб качеству.

Беседовал Феликс Шведовский,
"Портал-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования