Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Эксперт Международного института гуманит.-политических исследований МИХАИЛ ЖЕРЕБЯТЬЕВ: «Если религиозные общины Петербурга смогут на понятном Полтавченко языке объяснить свою значимость для власти, многое в религиозной жизни города наладится"

Портал-Сredo.Ru: Назначение Георгия Полтавченко и.о. губернатора Северной столицы - знаменательное событие для религиозной жизни России, хотя бы уже потому, что претендент за 11 лет работы в прежней должности заработал себе репутацию "самого православного полпреда". Как это назначение отразится на обстановке в Санкт-Петербурге, где публичная составляющая религиозной жизни за постсоветское двадцатилетие развивалась несколько по иной траектории?

Михаил Жеребятьев: Действительно, "питерская траектория" религиозной жизни заметно отличается от общероссийской. Всего лишь несколько примеров. За постсоветские годы Питер превратился в интеллектуальный центр Католической Церкви в России. Его же можно назвать столицей возрождающегося российского лютеранства. Кроме того, в городе прочны позиции ключевых Протестантских Церквей России, которые, что весьма немаловажно, создали здесь свои образовательные структуры. Инициативы возрождения полноценной Греко-Католической Церкви России тоже имеют питерскую почву. Не стоит забывать и о том, что именно в городе на Неве располагается общероссийский Управленческий центр Свидетелей Иеговы. По сравнению с Москвой (тоже мегаполисом), да и многими другими российскими городами, здесь намного легче решаются имущественные вопросы всех деноминаций и, прежде всего, комплекс вопросов, связанных с приобретением недвижимости. Так что в Питере сегодня имеются все базовые условия для полноценной деятельности религиозных организаций. То, что это явление однозначно позитивное, свидетельствует особая атмосфера в городе. Её характеризуют, с одной стороны, высокая степень толерантности к проявлениям чьей-либо религиозности как общества, так и властей, с другой, активность самих верующих и их административно-управленческих структур в плане межконфессионального и межденоминационного сотрудничества. В городском публичном пространстве стали нормой как сугубо конфессиональные акции, здесь я упомяну лишь одну недавнюю уличную процессию, организованную католической церковью в память об аналогичной 1917 года (событие невиданное по нынешним временам!), так и фестивали, концерты, богословские и каритативные коммуникации. Самое интересное, что РПЦ МП, сторонящаяся обычно такого рода контактов, в Питере оказалась в водовороте событий, созданных не ею. Может, местная епархия и не хотела бы участвовать вместе и наряду с другими, да вынуждена...

Что немаловажно, сложившееся положение стало возможным благодаря взвешенной позиции городских властей, начиная с самого начала 90-х ориентировавшихся на инвестиционную и туристическую привлекательность города, на активное использование бренда европейскости с такими его непременными атрибутами, как плюрализм и политкорректность. В своё время первый всенародно избранный мэр (так называлась тогда губернаторская должность) Анатолий Собчак выступил с инициативой создать условия, чтобы исторические культовые здания – не только те, на которые претендовала РПЦ МП (как это обычно бывает) - смогли использоваться по своему прямому назначению. И эта цель была без промедления реализована. Владимир Путин в бытность вице-мэром в качестве главы профильной комиссии принимал участие в рассмотрении вопроса о выделении земельного участка для строительства центра конгрессов Свидетелей Иеговы в районе Комендантского проспекта. То же самое можно сказать и о введении ОПК: образовательное ведомство города, несмотря на колоссальное давление со стороны патриархии, сознательно отвергло авральную кампанейщину. Было отобрано небольшое количество школ для эксперимента в режиме мониторирования без оказания предпочтения одному-единственному курсу, т.е. ОПК.

- А что конкретно могло стать причиной назначения в Питер именно Полтавченко?

- Во-первых, это назначение следует рассматривать как попытку кадровых ротаций на значимых государственных постах с участием представителей команды "силовиков" - основного кадрового резерва в период президентства В.Путина. В общем и целом, нынешнее назначение Полтавченко укладывается в логику "тандемократии": люди из команды "силовиков" (даже конкретно "чекистской" корпорации), бывшие во власти, во власти и остаются. Меняются только их должности, а также происходит приток в высшие эшелоны власти людей из гражданских сфер. Т.е. количество силовиков, рекрутируемых во власть в период президентства Дмитрия Медведева, стало как-то дозироваться. Об этом, в частности, говорила на прошлогоднем постсоветологическом конгрессе в Стокгольме элитолог Ольга Крыштановская. Во-вторых, - и это само главное, - Полтавченко по роду своей предыдущей деятельности никак не был связан со сложившимися в Питере группами интересов и влияния. Если учесть, что губернаторские назначения последних лет происходят именно по такой схеме (Собянина в Москву, Гордеева в Воронеж, Груздева в Тулу и т.д.), появление Полтавченко в Питере также вполне закономерно.

Имеются и моменты, так сказать, "второго" порядка. По своей биографии Полтавченко - человек не чужой для Питера.

Но есть в этом назначении и определённая интрига, - получив должность и.о. губернатора, Полтавченко не сложил с себя полномочий полпреда. Обычно действует принцип: "пост сдал, пост принял". Но такая интрига, возможно, и символична. Поясню, Георгий Полтавченко, в отличие от Сергея Собянина, прошедшего все этапы карьерной лестницы от градоначальника небольшого городка до губернатора двух субъектов Федерации и потом уж вице-премьера российского правительства, не имеет опыта руководства регионом, а, значит, его роль, по крайней мере, на первых порах, скорее всего, будет сводиться к представительским функциям, к чему он привык за 11 лет. Знаете, в региональной прессе ЦФО в связи с назначением Полтавченко я нашёл одну интересную оценку его деятельности: полпред избегал публичной критики деятельности региональных лидеров на подконтрольном ему пространстве. Поэтому трудно ожидать от Полтавченко-губернатора разносов в стиле его нынешнего московского коллеги. Аналитики обычно отмечают непубличность Полтавченко, а я бы предпочёл говорить применительно к его персоне о парадоксе непубличности человека, великолепно справлявшегося с представительскими обязанностями, хотя, безусловно, он занимался не только этими вещами.

- Действительно, Георгий Полтавченко получил широкую известность в качестве руководителя попечительских советов восстановления разных монастырей и ОПеКизационных инициатив.

- Да, по этой части у Полтавченко опыт колоссальный. Но было бы неверно, как я уже только что сказал, всю его деятельность полпреда сводить только к пропатриархийному лоббизму. Опять же в плане оценок Полтавченко - опытный лоббист региональных элит с их экономическими интересами. Православие для него, насколько я понимаю, связано с имиджем, привлекательностью. Безусловно, как государственник российского постсоветского образца, он симпатизирует только одной юрисдикции – Московской патриархии. Наиболее показательный пример - восстановление и воссоздание Коренской обители в Курской области. Здесь наиболее наглядно переплелись интересы как собственно экономические, так и символические – под которыми обычно понимают обычно политико-идеологические вещи. А Полтавченко в роли главы попечительского совета Коренской обители как раз показал себя проводником определённой государственной политики.

- В таком случае, видит ли Полтавченко такие же резоны (как у РПЦ МП или в чём–то схожие) существования других религиозных организаций?

- Об этом никому ничего неизвестно и даже, мне кажется, ему самому, поскольку на прежней должности Георгию Полтавченко это было просто не нужно. Но он вынужден будет поступать как прагматик, и если религиозные организации Петербурга, не входящие в РПЦ МП, смогут достаточно грамотно на понятном ему языке объяснять свою значимость и ценность для власти, я думаю, многое в питерской религиозной жизни встанет на свои места.

И чем раньше такие заявления будут сделаны, тем будет лучше для всех, в т.ч. и для РПЦ МП. Это будет страховка РПЦ МП от самых откровенных глупостей.

Лично у меня введение ОПК вызывает самую большую тревогу. Дело в том, что в патриархии ОПК с недавних пор стал рассматриваться в качестве важного формального показателя деятельности на местах, - успешности епархий. И это особый показатель. Скажем, есть ещё другой – освещение в светских СМИ церковной жизни. В последнем случае главное - некое количество публикаций, которыми можно отчитаться, а читаются эти материалы или нет, о чём они, какого качества, на какую аудиторию рассчитаны - никого уже это не интересует: ни в епархиях, ни в патриархии! В случае ОПК речь идёт всё же о какой-то реальной организационной деятельности или её "бурной имитации", когда затрагиваются интересы и повседневная жизнь живых людей.

- Какие изменения могут произойти в Питере в связи с назначением Полтавченко в плане усиления позиций РПЦ МП в публичном пространстве?

- Конечно, в сегодняшней России представления государственного деятеля о лучшем и должном легко и просто оборачиваются новым политическим курсом. Но "православный" губернатор – это только одна сторона медали. Есть и оборотная и чаще закрытая. РПЦ МП определённо видит в новом губернаторе важного для себя лоббиста, возможно даже самого важного во всей России на данном этапе. Ведь появляется реальная возможность в Москве говорить о том, как хорошо идёт православизация на брегах Невы с приходом "православного" губернатора. Прежние власти обеих столиц во многих аспектах своей деятельности оставались глухи к такого рода доводам и на всеобъемлющее удовлетворение требований патриархии не велись, да и в собянинской Москве успехи по ряду позиций у РПЦ МП тоже не столь впечатляющи.

- Попробуйте спрогнозировать первые шаги питерской симфонии "по-полтавченковски"?

- В общем и целом, РПЦ МП интересует в Питере то же, что и в других местах. Во-первых, "титульная церковь" РФ попытается обставить назначение вице-губернатора, отвечающего за контакты с епархией, как одобренное патриархией, а скорее даже самим Патриархом. Акцент в работе властных структур будет делаться на взаимодействии исключительно с РПЦ МП.

Во-вторых, патриархия и епархия попытаются добиться от властей Санкт-Петербурга принятия некой "дорожной карты" по ОПКизации и строительству типовых церквей (есть что-то, но надо делать больше в несколько раз). В город при Матвиенко пришли большие деньги, и епархия определённо хотела бы получать более высокий процент отчислений на свои нужды от деятельности крупнейших российских компаний.

В-третьих, будет предпринята попытка безраздельного присутствия РПЦ МП в СМИ и в государственных социальных службах. К слову, не менее конфликтные сферы для поликонфессионального и многоюрисдикционного Питера, чем система общего образования. К тому же здесь есть немало иноконфессиональных и независимых СМИ с неправославной и непатриархийной ориентацией.

Вследствие решения такого рода задач и первостепенного значения Питера в связке с персоной нового губернатора, значение одной из ведущих кафедр внутри самой РПЦ МП ещё больше возрастает. Вот тут возникнет серьёзная кадровая проблема, прежде всего, для самого Патриарха. Т.е., по логике вещей, здесь нужен молодой и очень динамичный иерарх, что автоматически будет означать его возвышение. Но нужна ли реализация такого сценария Кириллу сейчас, – в этом, мне кажется, состоит вся суть кадровой проблемы питерской кафедры…

Беседовал Антон Свиридов,
для "Портала-Сredo.Ru"

 

[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования