Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований МИХАИЛ ЖЕРЕБЯТЬЕВ: "Признаться, не думал, что процесс разделения российских епархий РПЦ МП пойдёт так живо, как на минувшем Синоде"


"Портал-Credo.Ru": Меньше двух месяцев назад, обсуждая разделение Красноярской, Саранской и Ставропольской епархий РПЦ МП, Вы давали прогноз относительно этой тенденции на ближайшее время и высказались в том духе, что процесс разделения епархий в России не будет форсироваться. И вдруг на заседании Синода 27 июля в Киеве выделяются новые три российские епархии. О чём это говорит, на что указывает?

Михаил Жеребятьев: Прежде всего, об организационной структуре РПЦ МП в её российском сегменте, о характере принятия внутренних административных и кадровых решений. Признаться, не думал тогда, что процесс разделения внутрироссийских епархий РПЦ МП пойдёт так живо. О чём это говорит… Да прежде всего, об организационной стороне дела, - о том, что такого рода решения принимаются исключительно келейно. Не исключаю, что даже вообще их инициирует лишь один человек – Патриарх Кирилл. В лучшем случае, кто-нибудь из патриаршего окружения объявит накануне об ожидаемом очередном "исключительно важном" решении.

Своё мнение я подкрепляю объективными показателями, правда, этот индикатор будет "со знаком минус". То есть иерархи публично не обсуждают тему, не приводят резоны "за" или "против", к тому же тема раздела епархий не относится к числу дискутируемых в Межсоборном присутствии РПЦ МП. А значит, в решении такого рода вопросов "соборный разум" не участвует. Пожалуй, было одно исключение. Владивостокский архиепископ Вениамин (Пушкарь) после предыдущего раздела публично просил рассмотреть такой сценарий применительно к Приморью.  

- Но если так, то непонятна перспектива начавшегося и набирающего обороты процесса деления епархий.

- Как раз наоборот, стратегически и инструментально очень даже понятна, другое дело, что процесс этот имеет естественный предел, и условий для появления других самостоятельных епархий в иных субъектах Федерации немного, хотя, с другой стороны, есть пример экономически выбивающейся из общего ряда Мордовии.

Для Кирилла "скелет" Церкви - это епископат. И он делает, и будет делать всё для усиления его власти и влияния. Потом, вопрос представительства российского епископата в РПЦ МП по-прежнему актуален. Причём это не уникальная ситуация РПЦ МП. Любая сложноустроенная религиозная организация сталкивается с такими вещами. В католической Церкви за время понтификата Иоанна-Павла II изменились пропорции национального представительства кардиналов-выборщиков. Тем самым итальянская корпорация, бывшая самой влиятельной на протяжении веков, лишилась "контрольного пакета" в конклаве. То же самое, похоже, стремится сделать с украинской частью епископата и Патриарх Кирилл.

Закрытость такого рода решений действительно вызывает некоторые вопросы. Но раз открытости не демонстрирует светская власть ("тандем"), зачем другому "сообщающемуся сосуду" вести себя иначе? Здесь, скорее, РПЦ МП состязается со светской властью по части того, кто кого перещеголяет по части закрытости.  
Впрочем, в нынешнем решении киевского заседания Синода (в сравнении с предыдущим питерским) куда большая роль принадлежит внешнеполитическому фактору. Во-первых, его принимают не где-нибудь, а в Киеве. Здесь есть одна любопытная вещь, напоминающая организацию власти в РСФСР в советское время, - внутрироссийские проблемы решает структура более высокого порядка. 

Тем самым всем даётся понять, что ни о какой автокефалии УПЦ МП речи не идёт, и сложные вопросы Патриарх Кирилл, являющийся ключевой символической фигурой концепции "Русского мира", решает в пользу РПЦ МП (и - по умолчанию - РФ) самостоятельно, и что только он и никто другой в состоянии их решить. Во-вторых, это всё равно решение в рамках единой структуры, распространяющей свою юрисдикцию на всё постсоветское пространство. Если на предыдущем Синоде речь шла о выделении, наряду с российскими епархиями, ещё одной в Эстонии (Нарвской), то создание Среднеазиатского митрополичьего округа ещё больше усиливает дипломатический момент. Среднеазиатский митрополичий округ по аналогии с имеющимся уже Казахстанским даёт новые епархии в каждом из четырех (с учетом Туркменистана) государств. Дело за кандидатами. 

- С чем связан перевод архиепископа Викентия (Мораря) из Екатеринбурга в Среднюю Азию? Одно из изданий поспешило даже выдвинуть гипотезу, что причиной удаления неутомимого архиепископа могла стать его недоговороспособность с "атеистически" настроенной общественностью Екатеринбурга… 

- Я видел этот текст и мне эта версия представляется малоубедительной. Видимо, тот, кто её озвучивал, слышал что-то про атеизм "Правого дела", про недавнее высказывание Патриарха, который выразил удивление самим фактом появления в России атеистов, и спокойненько экстраполировал сегодняшнюю ситуацию на реальность более раннего времени. Мне представляется, что именно напористый клерикализм архиепископа Викентия, его желание всего и во всём противостоять светскому началу в общественной жизни Патриарх Кирилл, напротив, очень и очень ценит. А вот "проколы" харизматичного екатеринбургского владыки я связываю с другими вещами. Архиепископу Викентию не удалось объединить усилия деловых кругов, представляющих разные отрасли. 

В этом я вижу определённое продолжение взаимоотношений Екатеринбургской епархии с деловыми кругами, выстроенных его предшественником "голубым" епископом Никоном (Мироновым). Разница между обоими случаями, конечно, есть. В первом бизнес, объединившись с недовольным духовенством, при помощи PR-технологий в буквальном смысле "свалил" епископа Никона. Архиепископа Викентия Патриарх перевёл и при этом ещё повысил. Впрочем, сценарий завершения екатеринбургского периода в биографиях епископа Никона и архиепископа Викентия вписывается в общие условия времени: 1990-е и нынешние. Я не исключаю в связи с этим, что один из мотивов разделения богатых епархий был как раз связан с расчётом на приближение таким путём объектов церковной инфраструктуры к потенциальным инвесторам. В дальнейшем это может перерасти в разный ротационный алгоритм пребывания епископов в должностях на бедных и богатых епархиях. Чаще менять будут тех, кто окажется на богатых, чтобы не обрастали "жирком". В крупных и богатых (может быть, за исключением региональных моноэкономик) этому препятствовали обстоятельства.

- Что можно сказать о других кадровых назначениях?

- Викарные – почти все из своих епархий, как и один правящий на Дальнем Востоке. Одна из двух новообразованных дальневосточных епархий пока вакантна. В остальных среди новых епископов доминируют провинциалы. Второй раз за несколько месяцев поставщиком кандидатов во епископы становится Самарская епархия. 

Беседовал Антон Свиридов,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования