Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Д-р философии, академик РАЕН, обозреватель журнала "Наука и религия" ВАЛЕНТИН НИКИТИН: "С точки зрения международного права принятие в Грузии либерального закона о религии подобно разминированию пограничной полосы"


"Портал-Credo.Ru": Парламент Грузии недавно принял и утвердил либерально-демократический закон о присвоении юридического статуса всем религиозным объединениям, пользующимся подобным статусом в странах-членах Совета Европы. Как Вы оцениваете этот закон сам по себе и в исторической ретроспективе?

Валентин Никитин: С точки зрения международного права  принятие этого закона подобно разминированию пограничной полосы, оно призвано урегулировать отношения ГПЦ с инославными и иноверными. Но в восприятии православных грузин этот закон как бомба замедленного действия, которая может рвануть и взорваться в ближайшие годы... Исторически сложилось так, что становление, формирование и развитие грузинской государственности и культуры неразрывно связано с Православной Церковью. Республика Грузия сегодня не без оснований претендует на то, что является европейским демократическим государством. Но даже ее государственный гимн "религиозно окрашен" - и очень красиво:

"Родина — моя икона,
А весь мир — иконостас,
Бог и горы, и долины
Освятил для равных, нас".

На пути к осуществлению заветной для православных христиан "симфонии" между Церковью и государством Грузия продвинулась дальше всех стран, входивших в состав политического блока СССР и стран т.н. "социалистической демократии" в Восточной Европе. В этом неоспоримая личная заслуга Католикоса Илии II. Очевидно, что президент и парламент Грузии подтолкнули страну на шаг в сторону с этого пути. Но преждевременно утверждать, что она с этого пути свернула.

- Между тем раздаются голоса, что после принятия рассматриваемого закона Грузинская Православная Церковь утратила свое привилегированное положение. Что вы скажете по этому поводу?

- Даже если признать, что формально ГПЦ утратила свои привилегии, то фактически ничего не изменилось. Впрочем, на мой взгляд, и формально-юридически ничего революционного не произошло, так как конкордат ГПЦ с государством, а именно "Конституционное соглашение" от 14 октября 2002 года никто не отменял. Но такой закон воспринимается верующим народом как вопиющий диссонанс, когда вместо "симфонии" возможна какофония. Тревожная реальность требует от здравомыслящих патриотов Грузии единства. Единства и консолидации, прежде всего, вокруг признанного духовного лидера страны - Католикоса Илии II.

- Вы считаете такую консолидацию возможной?

- Считаю ее очень желательной и безусловно целесообразной в интересах всей страны и всего общества, однако довольно проблематичной, так как грузинский патриотизм сегодня слишком густо замешан на этническом национализме и антироссийской риторике. Упразднение автокефалии ГПЦ в 1811 году было, конечно, ошибкой, но называть историю Грузии 1921-1991 гг. "советской (сиречь, русской) оккупацией" принципиально неверно. В таком случае почти вся пореволюционная история России XX века - советская оккупация, осуществленная "великим грузином" Сталиными его соратниками.

- Вызовет ли принятие этого закона ослабление ГПЦ, ее роли и ее позиций в стране?

- Как знать, может быть как раз наоборот! Действие порождает противодействие, и ответная реакция со стороны верующего народа, а это подавляющее большинство грузинской нации, может привести к тому, что закон останется на бумаге, не будет реализован, а позиция ГПЦ только усилится. ГПЦ издревле является духовным оплотом своего народа, в истории которого сыграла исключительную роль. И от этой роли Церковь отказываться не собирается, - в этом ее призвание и предназначение.

- А что Вы скажете о возможных политических последствиях данного закона? О проблемах, возникающих в связи с его принятием для Грузии?

- Вектор вестернизации определяет сегодня политический курс Грузии, и он требует выравнивания законов по лекалу Европейского Союза. Формирование демократической государственности и гражданского общества – процесс, в общем, обнадеживающий, признак дальнейшего распада постсоветского пространства: части бывшей Советской империи как разбегающиеся галактики! И этот процесс, судя по всему, становится необратимым. Парадоксально, но вестернизация для Грузии – закономерное следствие разрыва ее отношений с Россией. Проблема же в том, что существование маленькой независимой Грузии как секулярного государства без доминирования православия едва ли возможно. Мне кажется, полная секуляризация и вестернизация Грузии, уравнивание ГПЦ в правах с другими конфессиями чреваты утратой духовной самобытности, ущемлением национального суверенитета, превращением этой замечательной страны с ее уникальной культурой в послушного сателлита Запада. Но для гордой и свободолюбивой страны это так же неприемлемо, как и утрата ею территориальной целостности.

Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал-Credo.Ru"
 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования