"Портал-Credo.Ru": Два иерарха Вашего Синода — митрополит Моисей Портлендский и епископ Сергий Лох-Ломондский — месяц назад были приняты в "хризостомовский" Синод ИПЦ Греции. Стало ли это для Вас неожиданностью? Митрополит Ефрем: К сожалению, это событие не стало для нас неожиданностью. - Что Вы думаете о причинах этого перехода? - Митрополит Моисей говорил, что объединяться с Греческой Церковью надо незамедлительно. Тем не менее, большинство наших архиереев и клириков считали, что необходимо вначале обсудить ряд проблем и вопросов, и что объединяться нужно осторожно и осмотрительно. Как говорят у нас в Америке, "действовал впопыхах, а потом будешь жалеть об этом". Как наши иерархи писали в своем послании от 10/23 декабря 2010 г.: "Его Блаженство, приснопамятный Архиепископ Авксентий Афинский и Его Преосвященство митрополит Максим Фесалоникийский подтвердили, что мы имеем право управлять нашими делами в Северной Америке, а также избирать и рукополагать епископов. Мы не просили об этой привилегии, эти иерархи просто даровали нам ее, как мы верим, по действию Святого Духа". Архиепископ Авксентий и Митрополит Максим фактически предоставили нам автономию, и мы сохраняем эту каноническую идентичность. Для нас нет необходимости подчиняться какому-либо Синоду в России или Греции, мы можем просто устанавливать взаимоотношения и признание таинств. После кончины архиепископа Авксения мы годами утверждали, что являемся de jure греческой Церковью и таким образом сохраняем преемство Афинского престола. Но, несмотря на наши попытки способствовать разрешению ситуации в Греции, мы не смогли этого сделать. Мы — не "матфеевцы", чтобы утверждать, что мы одни сохраняем православие, ведь многие в Греции твердо придерживаются православного вероисповедания. Когда взаимное отлучение было снято (через несколько лет после кончины Архиепископа Авксентия Синод Архиепископа Хризостома отменил все принятые против него прещения и занес его имя в диптихи, HOCNA также отменила все прещения против иерархов "хризостомоского" Синода ИПЦ Греции – прим. Ред.), мы увидели, что большинство исповедующих традиционное православие христиан находятся в составе Синода Архиепископа Хризостома. Поэтому мы, сохраняя каноническую идентичность, пожелали присоединить наш голос к их голосу в исповедании православной веры. Обе стороны знали, что этот процесс потребует много времени и терпения. Однако Греческая Церковь уже сообщила нам каноническую идентичность через Архиепископа Авксентия. Поэтому никто не может выдавать "de facto отпускные грамоты", не отклоняясь от канонической сущности HOCNA, и не нарушая святые каноны и постановления Архиепископа Авксентия. Мы были созданы Архиепископом Авксентием после ухода иерархов Архиепископа Хризостома, которых мы считали в то время пребывающими в расколе. Для нас Архиепископ Авксентий был легитимным главой верующих Греческой Церкви, а вовсе не те, кто отделился от него. Однако, как уже было сказано, после кончины Архиепископа Авксентия большинство греческих приходов перешли в Синод Архиепископа Хризостома. Тем не менее, мы уже были созданы (Архиепископом Авксентием) как автономная каноническая юрисдикция, которая поэтому и стала его истинным наследником. Так как в Греции у нас не осталось иерархии или приходов, мы сконцентрировали наши усилия на окормлении паствы, которая была дана нам Богом здесь, в Северной Америке. После того как Синод Архиепископа Хризостома отменил осуждение Архиепископа Авксентия, мы решили признать эту новую реальность. Но иерархи Архиепископа Хризостома и не являются нашими предшественниками и основателями. Мы никогда не подчинялись им, не имели никакой канонической зависимости от них и не были перед ними в долгу. Они являются для нас недавно признанной канонической юрисдикцией, перед которой у нас нет обязательств. Мы желали бы когда-нибудь оказаться в общении с ними как православные христиане, но у них нет власти над нами. Мы уважаем их как новых хранителей и наследников апостольского преемства, но они не обладают никакими каноническими прерогативами по отношению к нам (см. 2-е правило II Вселенского Собора). Ради единства Церкви мы готовы, как говорил св. Фотий Великий, "предать забвению" последние проблемы с их Синодом. Но не они являются нашей матерью-Церковью. Синод Архиепископа Авксентия — вот наша мать-Церковь. - Как отнеслись к переходу в греческий Синод двух епископов Ваши клирики и миряне? - Такие разделения всегда огорчают. Но все очень устали от споров и разногласий, которые предшествовали этому разрыву. В наших отношениях с епископами ИПЦ Греции остаются важные вопросы, ожидающие своего разрешения. В соответствии со святыми канонами (например, 33 и 34 Апостольские правила, 9-е правило Антиохийского Собора и 2-е правило II Вселенского Собора), те отношения, к которым мы стремимся, должны быть евхаристическими, а не административными. Процесс преодоления разделений может занять много времени, но результат тогда будет гораздо прочнее и надежнее, чем нечто, сделанное впопыхах и в безответственной форме, что в итоге приведет только к большему замедлению. Если мы следуем Святым Канонам, мы будем иметь твердую и хорошо освещенную дорогу, которая приведет нас к хорошему результату. Это единственный путь, на котором можно излечить, а не законсервировать "экклесиологическую болезнь XX века" (здесь Митрополит Ефрем упоминает название своей статьи, в которой он перечисляет основные признаки этой болезни: пересечение епархий, наличие нескольких истинно-православных епископов в некоторых городах США, папизм некоторых иерархов, филетизм и общая каноническая анархия наших дней – прим. Ред.). - Вы считаете себя греческой или американской Церковью? - Мы американская Церковь с греческими корнями. Наша Церковь объединяет людей самых разных национальностей, в этом отношении мы типичные американцы. Мы никогда не утверждали, что являемся автокефальной Церковью, и мы не собираемся ею становиться. Мы стараемся служить нашей пастве и говорить о Христе и православии в хаотических условиях апостасии и богохульства в Америке. Конечно, мы и недостаточно велики, чтобы требовать автокефалии. Еще одна причина, по которой мы никогда не претендовали на автокефалию, связана с нашим отношением к другим традиционным православным юрисдикциям Северной Америки. Мы надеемся, что между ними и нами постепенно будут налаживаться связи и устанавливаться добрые отношения, которые, возможно, перейдут в единство. Об этом мечтают здесь многие православные христиане, но сначала нужно разрешить множество серьезных вопросов. Мы отказались от титула местоблюстителя Афинского престола в знак доброй воли по отношению к греческим епископам, поскольку мы надеялись на установление евхаристического общения с нашими православными братьями в Греции, России, Украине и в других местах. Будет великим благословением Божиим, если все мы — греки, славяне, румыны, арабы, грузины и новообращенные всех рас и национальностей — сможем объединиться во Христе. Возможно, этот путь будет долгим, но первые осторожные и ответственные шаги были сделаны. Теперь надо подождать и посмотреть, общение традиционного православного христианства в Северной Америке начнет развиваться в назначенное Богом время. Более подробно наше происхождение и наши надежды на будущее Церкви здесь, в Америке, изложены во многих статьях на нашем сайте: http://hocna.net/ - Один священник из греков-старостильнков сказал мне, что греки приняли Ваших епископов, поскольку переговоры с Вашей Церковью завершились. - Это совсем не так. Переговоры и взаимодействие с греками шли очень хорошо. Но прием двух наших епископов, действительно, остановил эти переговоры или, по крайней мере, очень замедлил этот процесс. Но все возможно, когда есть помощь Божия и терпение. (перевод с английского) Беседовала монахиня Ксения, для "Портала-Credo.Ru" |