Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Настоятель храма св. Андрея в Санкт-Петербурге (Флорида, РПЦЗ МП) протоиерей ИГОРЬ ШИТИКОВ: "Дресс-код – проблема сексуально озабоченных людей"


"Портал-Credo.Ru": Существует ли "дресс-код" в американских православных храмах? В чем его суть?

Протоиерей Игорь Шитиков: Определенный "дресс-код" существовал и существует во всех православных храмах. Причем в разных храмах он разный. Например, во многих американских православных храмах считается приличным, если дама приходит в церковь в брюках и с непокрытой головой. Но есть православные храмы и в США, в которых такой внешний вид вызовет возмущение у прихожан.

Но главное не штаны или платки. Главное в том, что мы все, мужчины и женщины, приходя в храм Божий, должны одеваться так, чтобы не привлекать к своей персоне излишнего внимания. Приведу пример. К нам в храм во время богослужения как-то зашла молодая дама. Она была одета в красивое, но очень короткое платье. На ее стройных ножках красовались туфельки на высоких каблучках. Руки и плечи были открыты. У нас во Флориде летом бывает очень жарко. Но голова у дамы была покрыта нелепым коротким платочком. В этом платочке она выглядела смешно и трогательно. Так вот, во время той службы в нашем небольшом храме я почувствовал какое-то всеобщее движение. Как потом оказалось, некоторые наши мужчины, в основном, старички, стали потихоньку передвигаться и занимать положение сзади этой дамы, особенно им нравился момент, когда бедняжка наклонялась и прикладывалась к иконам.

У пожилых дам, среди которых были и жены этих старичков, такое "благочестие" вызвало плохо скрываемое возмущение, и кое-кто из них высказал после службы этой даме все, что думал о ней. Она не понимала, за что ее ругают, ведь она же пришла в платье и платке.

Почему наше духовенство носит рясу? В том числе и потому, чтобы не привлекать внимания к телесным достоинствам или недостаткам. Совершенно не важно, какая у батюшки фигура, осанка, размер живота. Все это должно быть покрыто куском темной ткани, т.е. рясой. Так и молодые красивые женщины, собираясь в церковь, должны закрыть коленки, плечи и грудь, быть внимательными к косметике. Не следует красить губ, во всяком случае помадой, оставляющей следы, так как в церкви вы будете прикасаться к святым иконам, крестам и другим святыням, и совершенно не нужно оставлять на них отпечатки губ. Это очень легко уяснить, и это поможет чувствовать себя в храме не белой вороной, "а как все". Перед очами Божиими мы все в равном достоинстве: красивые и не очень, богатые и нищие, умные и глупые, хитрые и бесхитростные, знаменитые и никому не известные. В храме нельзя никого отвлекать от молитвы своим внешним видом.

- Значит ли это, что православные женщины должны придерживаться определенных правил одежды и вне храма?

- Вовсе нет! Помимо посещения храмов, дамы иногда бывают на службе, в учебном заведении, в общественных местах, в гостях, в ресторанах, в клубах, на вечеринках. Они путешествуют. Посещают пляжи. И в каждом из этих мест есть свой "дресс-код". Точнее он существует там, где необходим. А где его нет, значит там он и не нужен.

- Как, в связи с этим, Вы относитесь к инициативе протоиерея Всеволода Чаплина о введении всероссийского "дресс-кода"?

- Отцу Всеволоду хочется ввести "церковный дресс-код" и вне храмов. Природа женщины такова, что ей хочется быть красивой и привлекательной. Она всегда будет стремиться одеваться так, чтобы нравиться. Тут дело вкуса, возраста, возможностей.  Неужели мы настолько перестали уважать женщину, что не можем быть терпимы к ее слабостям? Мне кажется, что у общества нет с этим никаких проблем.

Так кого же в Церкви "провоцирует" внешний вид привлекательной женщины? В первую очередь, наше духовенство, в основном ее монашескую часть, живущую в миру. Монахам хорошо известно, что с грехом блуда бороться особенно сложно, многие великие подвижники гибли, очаровываясь женскими прелестями. Поэтому Русская Православная Церковь не поощряла проживание монашеского духовенства в миру, избегала назначать иеромонахов на приходы, не рекомендовала им совершать некоторые таинства и требы (например - венчать). Даже духовниками женских обителей, как правило, были белые священники. Нормальным местом пребывания епископа так же считался монастырь. Хорошо известно, что в традициях нашей Церкви - отказ монашествующих от принятия скоромной пищи (в первую очередь, мяса). Кстати, это правило распространяется и на архиереев, которые в силу русской традиции все являются монахами. Опять же, традиционно в Церкви не поощрялся целибат, а для здоровых молодых мужчин он был просто невозможен. Итак, место монаха в монастыре. Там, в монастыре, и существует, как правило, строгий "дресс-код" для всех мирян, посещающих этот монастырь.

- Так что же заставляет призывать к всероссийскому "дресс-коду"?

- Мне думается, у гражданского, светского общества нет никаких проблем с "дресс-кодом". Это проблема сексуально озабоченных людей, половых извращенцев и моралистов, которым Фридрих Ницше в "Злой Мудрости" дал такую характеристику: "Не следует искать морали (того менее - моральности) у писателей, пишущих на моральные темы; моралисты в большинстве суть забитые, страдающие, бессильные, мстительные люди, - их тенденция сведена к толике счастья: больные, которые воображают, что суть в выздоровлении".

Беседовал Валерий Степанов,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования