Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Председатель Архиерейского совещания РПАЦ епископ Петроградский и Гдовский ГРИГОРИЙ (Лурье): "С точки зрения церковного права РПЦЗ(А) перешла в Иерусалимский патриархат Патриарха Иринея"


"Портал-Credo.Ru": Как Вы оцениваете с точки зрения церковного права поминовение Патриарха Иерусалимского Иринея, введенное вчера в храмах РПЦЗ(А)?

Епископ Григорий: Поминовение на великом входе - это особый литургический символ. Тут поминаются не все вообще епископы, а только архиерей, которому подчиняется данный приход, и, возможно (но не обязательно), тот архиерей, который является главой соответствующей Церкви. Все остальные архиереи поминаются на великом входе только в том случае, если они лично участвуют в богослужении.

Если же богослужение совершается главой самостоятельной Церкви, тут имеется следующее отличие: глава самостоятельной Церкви, когда совершает богослужение лично, поминает первенствующих епископов тех самостоятельных Церквей, с которыми имеет каноническое общение. Если бы Митрополит Агафангел объявил о том, что он лично как первоиерарх РПЦЗ(А) будет поминать Патриарха Иринея, и при этом было бы объявлено, что и Патриарх Ириней будет поминать Митрополита Агафангела, то это было бы свидетельством взаимного общения соответствующих поместных Церквей. Однако в данном сообщении РПЦЗ(А) речь не идет о богослужении, совершаемом лично главой этой Церкви Митрополитом Агафангелом, а вообще о богослужении в храмах этой юрисдикции.

С точки зрения церковного права это означает только одно: Патриарх Ириней признается главой той Церкви, в которую входит Митрополит Агафангел и РПЦЗ(А). Это литургическое оформление акта перехода РПЦЗ(А) в Иерусалимский патриархат Патриарха Иринея.

- Известны ли подобные случаи из церковной истории?

- Напрашивается историческая аналогия с событиями 1686 года, когда Константинопольский Патриарх признал право Патриарха Московского на управление Киевской митрополией. При этом было выставлено требование (грубо нарушенное Москвой, но никогда не отменявшееся), чтобы в храмах Киевской митрополии первым поминали Патриарха Константинопольского, а потом уже Московского. Это было сделано для того, чтобы показать, что Киевская митрополия остается в составе Константинопольского патриархата, а Патриарх Московский выступает в ней как наместник Патриарха Константинопольского, а не как самостоятельный ее возглавитель.
Иными словами, сейчас, независимо от того, какие слова будут сказаны в РПЦЗ(А) во объяснение этого странного поминовения Патриарха Иринея, на языке церковном здесь сказано только одно: РПЦЗ(А) вошла в Иерусалимский патриархат.

- А нельзя ли просто рассматривать этот поступок как акт милосердия по отношению к опальному Патриарху Иринею?

- Можно, конечно. Но это такой акт милосердия, когда в качестве милостыни подают самих себя, вместе "со всем скарбом и людишками".

Иринея ведь не принимают в общение, а заявляют его единственно законным действующим Патриархом и величают по полному титулу во всех храмах как своего предстоятеля. Тут нет и речи о восприятии его как архиерея на покое: декларируется прямо противоположное (законность только Иринея и никого больше и полный титул Иринея как Патриарха Иерусалимского, занимающий столько же строк, сколько информативная часть официального сообщения Митрополита Агафангела).

Беседовал Иван Воробьев,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования