Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Настоятель храма св. царя-мученика Николая на Головинском кладбище Москвы (РПАЦ) протоиерей МИХАИЛ АРДОВ: "Доводя до совершенства коммунистический принцип демократического централизма, Патриарх Кирилл укрепляет "вертикаль власти"


"Портал-Credo.Ru": Завершился Архиерейский Собор РПЦ МП. На нем на обсуждение впервые было вынесено довольно много вопросов, которые были рекомендованы Межсоборным присутствием – это такая новая структура. Некоторые из этих вопросов достаточно любопытны, в частности, возможность для священников баллотироваться на выборах. Как бы Вы могли это прокомментировать?

Протоиерей Михаил Ардов: Прежде всего, я вернусь к известной идее о Московской патриархии, её природе и устройстве в целом. Как известно, ВКП(б) – КПСС была сатанинской пародией на Церковь. Но тут есть и обратная связь, потому что когда Сталин, Молотов и полковник МГБ Карпов создавали Московскую патриархию в  1943 г., они её создавали уже по образу и подобию ВКП(б).  Там все как в ВКП(б) (позже КПСС): Патриарх – это генеральный секретарь, митрополиты — это митрополитбюро, а что касается Архиерейского Собора — то это, конечно же, пленум ЦК КПСС.

– Тогда еще была ВКП(б).

– Да, совершенно правильно. Там присутствует принцип, который декларировали коммунисты — демократический централизм. Патриарх Кирилл доводит этот принцип до некоего, я бы сказал, совершенства, потому что раньше приходы были более самостоятельными, о собственности так вопрос не стоял и т.д.

В соответствии с этим он укрепил то, что теперь называется "вертикаль власти". И этот вопрос, можно ли избираться священнослужителям в светские властные структуры, который был решен отрицательно при его предшественнике, теперь решается именно так, что он и его ближайшее окружение будут решать, кому, когда, где и что можно, а кому - нельзя. И это совершенно ясно и хорошо видно.

– Насколько мне известно, когда запрещалось священнослужителям баллотироваться в органы власти, там были ссылки на какие-то каноны.

– Вопрос с канонами в современном псевдоправославии остается открытым. Я вспоминаю, как два года тому назад – накануне избрания Патриарха Кирилла – у меня была публичная беседа в журнале "New Times" с отцом, тогда еще диаконом, Андреем Кураевым. И я высказал мысль о том, что в православии господствует и действует такой принцип: никогда меньший Собор не может отменить каноническое или догматическое решение большего. То есть никакой Поместный Собор не может отменить никакого постановления Вселенского Собора или Архиерейский Собор не может отменить постановления Поместного Собора. На это Кураев сказал: "Ничего подобного! Если нужно, то мы все это и делаем".

А мы знаем, что в новейшие времена, например, греки безобразнейшим образом в Константинополе, не собирая никакого собора – их там было человек 8-12, ввели новый папистский календарь, игнорируя всю историю этого вопроса, в частности то, что григорианский календарь был анафематствован на Константинопольских соборах. Понадобилось, значит так и сделали. Поэтому соблюдение или нарушение каких-либо канонов для них не проблема.

– А что Вы думаете по поводу других вопросов, которые были рассмотрены на Соборе?

– Я, честно сказать, еще не изучил внимательно все вопросы, но вот что меня "резануло": накануне Собора Патриарх Кирилл высказался по поводу отношений с католиками – какие они теплые, хорошие, как много у нас общих проблем. И тут же сказал, что есть одна проблема, которую мы должны решить – это проблема захвата греко-католиками (в просторечье униатами) православных храмов в 80-90 гг. XX века в Западной Украине.

Это меня очень расстроило, потому что еще раз подтвердило полную неспособность Московской патриархии к покаянию. Для начала нужно было бы признать, что в 1946 г. состоялся абсолютно беззаконный – без епископов – так называемый Львовский Собор. В настоящее время опубликованы секретные документы – письмо Сталина Хрущеву – как они организовывали этот Собор и как Московская патриархия помогала МГБ все это захватывать и делать. Сначала нужно это признать, а потом говорить, что да, униаты, которые в течение десятилетий были на нелегальном положении, в конце концов, постарались вернуть свое имущество, а может быть, и еще что-то прихватили.

В 1946 году в Украине было 590 униатских священнослужителей. Из них были арестованы к 1948 г. 344 человека. Общины тех 230 храмов, которые не согласились присоединяться к Московской патриархии, были сняты с регистрации. Было закрыто 48 униатских монастырей – об этом все-таки нельзя не говорить, нельзя не вспомнить, когда мы начинаем осуждать униатов за их поведение в 90-х годах.

– Также должен был рассматриваться вопрос о принятии в РПЦ МП "раскольников". Но этот вопрос был отложен. Что Вы по этому поводу можете сказать?

– В наше постхристианское время понятие "раскол" стало, я бы сказал, многообразным. Потому что мы знаем, что когда возникли старообрядцы, – кстати, к сожалению, разъединенные на множество толков, – тогда был разработан чин совершенно определенный, который находится в требниках.

А сейчас? Например, в Эстонии, где существуют Московская патриархия и Эстонская Церковь, к которой, кстати, принадлежал покойный Патриарх Алексий (Ридигер) – его отец был священником этой Церкви, – какой-нибудь православный захочет перейти из этой эстонской в приход Московской патриархии. По какому чину, интересно, его будут принимать?

Я считаю, что этот вопрос плохо разрешимый,  но надо же чем-то заниматься Межсоборному присутствию.

– А что еще Вы могли бы сказать по поводу этого Собора?

– Ничего хорошего я от этой "структуры", как выражался покойный Патриарх Алексий, не жду.

Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал-Credo.Ru"
 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования