Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Исполнительный директор Ассоциации международного сотрудничества "Время и мир" ВАЛЕРИЙ ЕМЕЛЬЯНОВ: "Опыт Турции показывает, что современный ислам может быть движущей силой политики модернизации"


"Портал-Сredo.Ru": В Москве 25 февраля пройдет научная конференция "Россия – Турция: вместе в XXI веке", в организации которой Вы активно участвуете. Будет ли на ней подниматься религиозная тематика?

Валерий Емельянов: Эта конференция, в организации которой совместно с Фондом "Евразийский диалог" и МГИМО(У) МИД РФ принимает также некоторое участие и Ассоциация международного сотрудничества "Время и мир", будет рассматривать широкий круг вопросов. В определенной степени религиозная составляющая проявит себя в тематике секций, посвященных политике, но - в большей степени - культуре. Однако доклады, специально посвященные религиозной тематике, в повестку дня не включены.

Это – самостоятельная, обширная и, при том, довольно деликатная тема. Думается, что в дальнейшем Фонд "Евразийский диалог" посвятит один из своих будущих проектов именно религиозной компоненте взаимоотношений России и Турции.

– На Ваш взгляд как востоковеда, чем интересен для России исторический опыт Турции в религиозной сфере?

– Я думаю, что здесь будет очень интересен опыт именно новейшего времени. Опыт, причем, достаточно парадоксальный. Во-первых, опыт Турции доказал всему миру, что в мусульманском мире невозможно построить абсолютно светское государство, установить секулярный порядок по модели западных христианских стран, с их четким разграничением sacrumи profanum. Являясь, в отличие от христианства, в большей мере индивидуальным исповеданием и образом жизни и поведения, и в гораздо меньшей степени ритуально-исповедальным институтом, ислам по определению не может уйти из жизни общества даже под самым жестким прессингом секуляризма. В исламском обществе нельзя полностью и окончательно "изъять" религию из жизни. Это не просто изъятие некой культурно-этнографической составляющей, как в христианском мире, но равносильно тому, как если бы людей лишили хлеба насущного и свежего воздуха. Поэтому ислам даже в годы рассвета секулярного национализма в Турции на уровне знаков, символов ритуальных традиций продолжал жить.

Также опыт Турции показывает, что попытки задавить ислам способствуют, в конечном итоге, его возрождению, причем на качественно новом уровне.

А еще историческая практика самых последних лет показывает, что современный ислам, точнее - идеология, базирующаяся на принципах этой религии, может быть источником и движущей силой политики модернизации, уже довольно быстро приносящей зримые плоды. И эта грань турецкого национального опыта имеет поистине глобальное значение, тем более в наше время, когда многие представляют ислам (а кое-кто и сознательно культивирует эти представления) как косную силу и питательную среду для экстремизма и даже терроризма.

Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал-
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования