Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Президент Исламского культурного центра России АБДУЛ-ВАХЕД НИЯЗОВ: "Те действия, которые государство совершило в знак уважения к основной конфесии, оно должно сбалансировать какими-то действиями и в отношении других традиционных религий"


"Портал-Credo.Ru":  28 июля в России впервые будет праздноваться День Крещения Руси. Как Вы считаете, насколько уместен такой государственный праздник в светском государстве?

Абдул-Вахед Ниязов: Здесь я могу говорить только о своей личной позиции. Во-первых, конечно, то, что сегодня делается у нас в стране в области поддержки духовности и реанимации тех исторических корней, на базе которых строилось наше государство и должно выстраиваться наше общество, безусловно, нас радует.

То, что на государственном уровне идет обращение к корням, связующим три братских народа - Россию, Украину, Беларусь, - связанное с сюжетом о Крещении Киевской Руси князем Владимиром, - немаловажно и для межгосударственных отношений, отношений между тремя братскими восточнославянскими народами. Такой респект со стороны государства по отношению к духовности, по отношению к крупнейшей конфессии нас не может не радовать, с одной стороны.

С другой стороны, мы понимаем, что мы живем, во-первых, в обществе светском. И мы должны понимать, что светскость для России - гарантия соблюдения прав этноконфессиональных составляющих нашего общества и нашего государства.

Одной из основных этноконфессиональных составляющих нашего общества является многонациональное, более чем 20-миллионное, мусульманское сообщество России, объединяющее десятки коренных народов. Поэтому, на наш взгляд, те действия, которые государство совершило в знак уважения к основной конфесии, оно должно сбалансировать какими-то действиями в отношении традиционных религий, которые на сегодняшний день являются конфессиональными меньшинствами. У нас это ислам, большая буддийская община, также объединяющая несколько коренных народов России, и у нас это иудаизм, потому что иудейское сообщество, начиная с Хазарского каганата и до наших дней,  традиционно является частью той традиционной этно-конфессиональной мозаики, которое создало сегодня российское общество в том виде, в котором мы его знаем.

Поэтому попытки со стороны мусульманского сообщества, особенно со стороны парламентов Дагестана, Татарстана, Чечни, внести предложения о праздновании Дня принятия ислама на государственном уровне показывают, что мы ждем каких-то форм сбалансирования этой ситуации. Потому что мы все-таки находимся в многонациональном и многоконфессиональном государстве. Светский характер государства - это система, которая должна защищать права всего того конфессионального многообразия, которое есть. Защищать права и давать возможность для самореализации, хотя мы, как мусульмане, не являемся представителями основной конфессиональной группы, которой, безусловно, является РПЦ МП.

Но то, что такое уважение сегодня оказывается РПЦ МП, а через это — историческим корням и традициям основной славянско-православной массы населения — это неплохо. Потому что сегодня общество находится в очень сложном состоянии. Молодежь вообще настроена крайне нигилистически по отношению к чему бы то ни было.

- К религии вообще?

- И к религии вообще, и к духовности. Цинизм превращается в норму жизни для молодых людей. Стяжательство, разнузданное потребительство, наркомания, алкоголизм и другие пороки становятся, к сожалению, сегодня таким бичом, который ставит вопрос о будущем нашей нации, о будущем нашей государственности. Поэтому  действия по поддержке духовности, безусловно, нужны, но все-таки государство - как гарант Конституции, - конечно, должно продумать адекватность и сбалансированность своих действий, чтобы благодаря хорошим, здравым идеям не получить другие проблемы.

- Известно ли Вам отношение в мусульманской среде в целом к установлению этого праздника в России?

- Насколько я знаю, в конце июня, по инициативе президента Татарстана Минниханова и бывшего президента Татарстана Шаймиева, муфтии большинства регионов России собирались в Казани и в Булгарах. Вы знаете, что Булгары вместе с Дербентом — это два духовных центра мусульман России. Если Дербент — это общероссийский центр, колыбель российского ислама, то в Булгары ислам тоже пришел в первые века после смерти нашего пророка Мухаммеда (мир ему). И именно оттуда началось распространение ислама в регионах Поволжья, Урала, западной Сибири. Вопрос этот обсуждался. И здесь настроения такие же: "Да, хорошо, что что-то делается по отношению к православным, но государству необходимо учитывать и сохранять тот баланс интересов и отношений, чтобы не были ущемлены права и этноконфессиональных меньшинств, и самого большого конфессионального меньшинства в нашей стране, которым являются мусульмане". Это сегодня 15-17 % населения и, еще раз повторю, несколько десятков коренных народов нашей страны.

- В христианстве известна, неформально, по крайней мере, историческая дата, есть ли такая дата у мусульман?

- Какую-то параллель проводить некорректно, мне кажется. Ведь Крещение Руси было в Киеве. Сегодня это другое государство, и сегодня дело в единении восточно-славянских православных братских народов, которое будет обращать их к той единой колыбели, которой являлась Киевская Русь, в том числе и крещенная после князя Владимира, к тем истокам единым, которые должны помогать продвижению братских народов вперед.

Это неплохо, это то, что будет вносить определенные интеграционные моменты, которые сейчас начали работать в отношении России и Украины. И если сейчас появились какие-то сложности в отношениях с Беларусью, то Беларусь — член Таможенного союза и т.д. То есть это очень важная идеологическая основа для выстраивания братских, партнерских и союзнических отношений между тремя восточно-славянскими и народами, и сообществами, и государствами.

- Я имею в виду дату…

- Да, если говорить о мусульманах — это разные нации и разные регионы. Колыбелью российского ислама является, безусловно, Дербент. Более северной такой колыбелью являюся Булгары. Понятно, что в одно время ислам пришел в Дербент, чуть позже он появился в Булгарах, оттуда начал распространяться в разные государственные образования и этнические сообщества, которые постепенно принимали ислам. Одной из самых поздних этнических групп, которые приняли ислам, были ингуши — около 150-200 лет назад всего лишь. Чуть более 600 лет назад ислам приняла Сибирь — Сибирское ханство. Для разных этнических групп эта дата разная. Но начало появления ислама на современной территории России, безусловно, связано с двумя городами — Дербентом и Булгарами. Здесь какой-то компромисс исторический можно найти. Это дело уже не духовных лиц, а историков, ученых, потому что здесь мы должны подходить менее коньюктурно и не идеологизируя. Речь идет о том, что при всей нашей поддержке обращения к истокам, к традиции, к истории, мы надеемся, и мы хотим видеть в лице нашего государства гаранта того, что будет присутствовать сбалансированность решений, и права этноконфессиональных меньшинств не будут ущемлены, и уважение к мусульманам, как к крупнейшему этноконфессиональному меньшинству,  тоже будет оказано. В какой форме? Здесь, наверное, должна пройти дискуссия при участии и государства, и ученого сообщества, и духовенства.

Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования