Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Председатель Архиерейского Совещания РПАЦ епископ Петроградский и Гдовский ГРИГОРИЙ: "Понимание киприанизма в РПЦЗ(А) расходится с нашим, но не настолько, чтобы мы могли сказать: в РПЦЗ(А) другая вера"


"Портал-Credo.Ru": Владыко Григорий, хотя Вы сами и не принимали участия в одесской конференции "Пути Русской Зарубежной Церкви в современном мире", но, насколько нам известно, внимательно следили за ходом ее работы. Каковы Ваши впечатления?

Епископ Григорий (Лурье);  Идея этой конференции родилась из нашей переписки с Митрополитом Агафангелом, и я, хотя и не мог там присутствовать, внимательно следил за её ходом.

Мне кажется, что выполнена главная задача: начать смотреть друг другу в глаза, начать какой-то диалог и проявить заинтересованность. Причем, я бы сказал, что конференция на этом не остановилась и в большой степени высветила близость позиций. В частности, оказалось, что наши визави по конференции не исповедуют киприанизм как еретическое учение, так, как мы его понимаем.

Но главное – изменилась атмосфера во взаимоотношениях между "осколками", причем не только между двумя "осколками", которые присутствовали на ней. Видно было, что действительно есть понимание того, что находить общий язык надо и что, в основе своей, вера у нас одинакова. Хотя есть некоторая разница, проявившаяся в самые последние годы.

Интуитивный итог, ради которого и задумывалась вся эта конференция, достигнут. А, кроме того, достигнут и второй итог, что является уже превышением минимальных ожиданий. А именно (я подытоживаю со стороны РПАЦ): понимание киприанизма в РПЦЗ(А) расходится с нашим, но оно не настолько отличается от нашего, чтобы мы могли сказать, что у них совсем другая вера. Когда мы говорим просто об отношении к экуменизму, к православному догмату о Церкви, между нашими позициями существенных различий не усматривается. А это значит, что если все-таки существует между нами различие в отношении к Митрополиту Киприану, то во многом это вопрос для каких-то переговоров. Относительно самого Митрополита Киприана это вопрос о переговорах с Синодом Митрополита Киприана. Может быть, удастся и там смягчить их позиции в отношении пререкаемых вопросов.

– Можно сказать, что личное общение в рамках конференции помогло понять, что позиции не настолько далеки, как представлялось ранее?

– Задумывая эту конференцию и приезжая в Одессу, наши представители, конечно, надеялись, что наши позиции не столь уж различны. Сейчас можно сказать, что это подтвердилось.

– Каково будущее таких конференций?

– Сейчас мне трудно говорить об этом, потому что я не присутствовал даже при подведении итогов конференции. Мне кажется, что пока есть куда двигаться вперед, такие конференции будут. А данная конференция, как я понял по впечатлениям её участников, показала, что двигаться вперед еще есть куда.

Конечно, я хотел бы дождаться опубликования каких-то официальных итогов, коль скоро их наличие обозначено в программе.

Я хотел бы поблагодарить Митрополита Агафангела за очень серьезную и смелую инициативу, потому что он открыл себя для всевозможной критики.

А как остальные "осколки" отнеслись к этой конференции?

– У остальных "осколков" больше недоверия к идее объединения вообще и к Митрополиту Агафангелу в частности. Я бы сказал так, что отсутствие РИПЦ на этой конференции было предопределено последними сложностями во взаимоотношениях этой юрисдикции с Митрополитом Агафангелом, так как из одной в другую перешли два епископа и некоторые приходы, что не способствует дальнейшему диалогу.

– Вы имеете виду епископов Дионисия (Алфёрова) и Иринея (Клиппенштейна)?

– Да. Но это по горячим следам. Сейчас так совпало, что прямого участия представители РИПЦ принять не смогли. Но я точно знаю, что в РИПЦ есть люди, которые внимательно следят за тем, что там происходило, и следят с надеждой. Так что, я думаю, косвенное участие РИПЦ в этой конференции было.

Что касается РПЦЗ(В), которая готовится к своему Собору, намеченному на осень, то у них сейчас большие внутренние разногласия, которые можно было предвидеть после их крайне неудачного Собора 2008 года. Об этом я неоднократно писал на "Портале-Credo.Ru". Дальше у них будут нарастать расколы. Сейчас они заняты собственной внутренней борьбой - кто у них станет "владычицей морскою". Собор уже назначен на осень 2010 года, и отменить его трудно. Главным вопросом там будет – кто возглавит Церковь. А не отменить – это приведет к расколу, если не на самом Соборе, то вскоре после него, не допустить который трудно. Им не до каких-то инициатив. Там можно уповать на отдельных людей, может быть, даже в священном сане, но в целом эта юрисдикция не сможет принимать активного участия в чём бы то ни было. Нужно подождать, пока она распадется, потому что она нежизнеспособна после Собора 2008 года.

Остальные небольшие юрисдикции, которые раньше откололись от РПЦЗ (В), официальной своей идеологией приняли считать себя всей Полнотой Российской Православной Церкви, и поэтому им трудно в чём бы то ни было участвовать. Так что они не могут рассматриваться как возможные участники.

– Епископы Дионисий и Ириней принимали участие в этой конференции?

– Их никто, конечно, не отвергал, но они не принимали участия в ней. Там было два епископа РПЦЗ(А).

- Есть ли намерение готовить следующую подобную конференцию?

– Несомненно. Но ещё до того, как началась эта конференция, принимающая сторона разработала устав этих конференций, и он предполагает, что конференции будут собираться без какой-то конкретной периодичности.

Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал-
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования