Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Глава Центра информации Католикоса Киликии Арама I архимандрит КРИКОР ЧЕВЧЯН:"Я не могу себе представить президента США так же говорящего об армянах, как во всеуслышание высказался Путин"


- Насколько велико влияние Католикосата Киликии среди христианских церквей мира?

Конечно. Мы являемся полноправным членом Ближневосточного Совета Церквей, а глава нашей церкви, Его Святейшество Арам I, один из двух католикосов Армянской Апостольской Церкви, является модератором Всемирного Совета Церквей, находящегося в Женеве, Швейцария. Кстати, Русская Православная Церковь также является весьма активным членом ВСЦ.

Всемирный совет Церквей сейчас имеет нового генерального секретаря, а срок пребывания на своем посту модератора составляет семь лет. У ВСЦ два модератора - Католикос Арам I и Сэм Кобия из Кении. Он и займет офис генерального секретаря с 1 января. Бывший генеральный секретарь д-р Конрад Райзер был весьма активным, он прекрасно справлялся со своей работой. У него был сорокалетний опыт. Мы надеемся, что новый генеральный секретарь продолжит его традиции внутри ВСЦ. Хотя ВСЦ и является лишь неправительственной организацией, у нее есть свое влияние на решения, принимаемые в мире. И сейчас модератор играет ведущую роль в работе ВСЦ.

В Ливане у нас есть представители в правительстве, миряне. Ливан – это страна общин, так что лидеры общин и являются лидерами страны. Один из них, прелат Ливана епископ Кегам Хачарян находится здесь, он представляет Его Святейшество Арама I на этом собрании.

- Значит,вы наибольшим образом можете повлиять на отношение в мире Всемирной Армянской Организации?

Ну, насколько мы можем. Пусть пройдет время, как говорят американцы, мы сделаем наилучшим образом все, что в наших силах.

- Почему мы не видим здесь никого из представителей архиепископа Турции Месропа Мутафяна, хотя о нем говорят в армянской прессе?

Следует учитывать политические резоны. Турция – это враг нашей нации. Мы не националисты, но, как известно, была резня, был геноцид, и те, кто совершал этот геноцид, еще не наказаны. Мы хотим, чтобы они были наказаны перед всем миром. Весь мир прикидывается незрячим, когда надо открыть глаза, смотреть, а не претендовать на то, чтобы оставаться слепым. Из-за этих политических причин мы не можем вести себя просто во всех случаях: например, когда я или кто-то другой из диаспоры едет в Турцию, мы и боимся, и не боимся, но мы не знаем, что может случиться с нами, пока мы находимся в Турции. Поэтому мы, армяне, хотим правосудия, хотим, чтобы они признали геноцид. И после этого мы можем сесть с ними за любой стол переговоров. Библия говорит, что мы должны прощать, но прощение нуждается прежде в признании истины.

Я снова хотел бы подчеркнуть, что в таких делах большую роль играют политические аспекты. Он не может говорить всего и не может скрывать всего. На этом пути он не может быть с армянской диаспорой, если он не может говорить какие-то вещи о геноциде, о резне, когда было вырезано полтора миллиона армян. В таком случае он не может говорить и о том, куда они делись, куда они ушли из Западной Армении, из исторической Киликии. Где они, куда ушли, почему их выслали? За что? Это ведь вопрос, почему их там нет. Потому, что они были христианами?

Следовательно, мы должны принимать во внимание политические аспекты. Патриарх архиепископ Мутафян очень хорошо знает, что сказать и о чем не надо говорить. Где говорить и где помалкивать.

- значит, нынешнее собрание отражает вашу позицию в вопросе о геноциде?

Католикос Киликии был выслан вместе со своими людьми из Сиса, из Киликии, мы были изгнаны, мы отправились в Сирию и там основали Католикосат Киликии. Так что первыми жертвами геноцида стали люди из общин Киликийского Католикосата. И сегодня Киликия является символом исторической Армении, нашего царства. Вот почему мы сохраняем Киликийский Католикосат всеми силами – как символ нашей истории. У нас есть Католикосат в Эчмиадзине, штаб-квартире Армянской Церкви, но диаспора и Католикосат Киликии играют ведущую роль в том, чтобы поддерживать жизнь диаспоры, сохранять наши общеобразовательные школы, наше культурное наследие.

- И при этом у вас хорошие отношения с правительством?

Да, и в Ливане, и в Сирии, во всем арабском мире, а также в странах Запада. По всему миру, где у нас разбросаны епархии: в Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, в Монреале, Канада, в Венесуэле, в странах Залива – Кувейте, в Иране, Греции, на Кипре. У нас везде хорошо организованные общины и мы в каждой стране имеем своих представителей, армян, в правительстве - даже в Иране.

- каковы ваши взаимоотношения с Русской Православной Церковью?

Они ведь являются второй семьей православных церквей. Есть, так сказать, ориентальное православие и восточное православие. Но когда "восточники" говорят о православии, они имеют в виду только себя. Они как бы не думают, что есть и другие православные. Есть ориентальные православные церкви – армянская, коптская, малабарская в Индии, сирийская, эфиопская, и теперь во Всемирный Совет Церквей принята еще одна ориентальная – Эритрейская Православная Церковь. Ведь теперь стала независимым государством, рядом с Эфиопией, и поэтому они – это случилось в прошлом месяце, во время Генеральной ассамблеи ВСЦ - стали полноправным членом ВСЦ. Теперь в нашем семействе шесть церквей.

Мы знаем, что РПЦ как греко-православная церковь является весьма могущественной, но и другие православные тоже. Я думаю, что им следует быть более открытыми миру. У нас ведь нет больше "железного занавеса", так что они должны себя открыть как церковь. И посмотреть на других, на их традиции, - может, и там есть что-то хорошее.

- как вы восприняли появление президента Владимира Путина на этом съезде?

Я потрясен. Я не могу себе представить президента США, например, так же говорящего об армянах. Потому что у них союзнические связи с Турцией, всякие контакты, и они, я имею в виду Президента США, не хотят об армянах вот так говорить. И я очень горд тем, что президент этой страны, России, с такой энергией, во всеуслышание, высказывается об армянах.

- И как отношения, так хорошо начавшиеся на светском уровне, должны развиваться на церковном?

Прежде всего должна развиваться взаимопомощь между церквями. Как Армянская церковь, мы готовы к диалогу. Этот век – век диалога: если не говорить с другими, ничему не научишься. И сможешь видеть только то, что не дальше собственного носа, как говорят в Армении.

Бабочка, сидящая на цветке, уверена, что видит весь мир; орел, сидящий на скале, уверен, что он видит мир; но Тот, Кто на небесах, знает, что такое видеть всех. Мистерия этого века – века диалога: если не говорить, то можно считать, что все знаешь, - однако настоящее знание гораздо больше.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования