Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Кандидат богословия, бывший старший референт ОВЦС МП игумен ИННОКЕНТИЙ (Павлов): "Сейчас реализовать планы украинской автокефалии крайне проблематично, учитывая некоторые исторические фигуры"


"Портал-Credo.Ru": Прошел месяц после завершения весьма значимого визита Вселенского Патриарха Варфоломея в Россию. После того, как впечатления от этого события отстоялись, как бы Вы могли прокомментировать его результаты?

Игумен Иннокентий (Павлов): Сам факт визита весьма позитивен. Учитывая отношения, которые были до того, и особенно выступления части, если можно так сказать, нашей православной общественности, по отношению к Вселенскому Патриарху просто хамские. Но сейчас эта публика молчит.

Что касается целей, которые ставил перед собой во время визита Патриарх Кирилл, то Вы знаете, история нас кое-чему учит, — явно эти цели достигнуты не были. Сохранился прежний статус кво в православном мире.

Но в истории все меняется, иногда гораздо быстрее, чем мы ожидаем. И то, что я в свое время писал, я могу сейчас повторить: скоро будет и каноническая автокефалия Украинской Церкви, и установление патриархата в Киеве. И Вселенский Патриарх будет на этих торжествах как отец, а Московский — как чужой дядя, длительное время занимавший кров матери.

Во всяком случае, то, что мы имеем сейчас, это просто некоторое продолжение статус кво, которое может нарушиться просто с изменением исторической ситуации. Я приведу аналогию: в 1966 году митрополит Никодим добился от Патриарха Афинагора (как он это сделал, история пока умалчивает) соответствующих документов - пока закрытых – о том, что Парижская русская архиепископия, тогда был Русский экзархат, отпускается из-под юрисдикции Вселенского Патриарха, чтобы он вернулся к матери-русской Церкви.

Но мы знаем, что этого тогда не произошло. И в 1971 году, после того, как Московская патриархия предоставила автокефалию русскому митрополичьему округу в Америке, тот же Патриарх Афинагор понял, что его обязательства перед Москвой уже закончились, поскольку Москва повела себя, с его точки зрения, бесчинно, и вернул Русский экзархат под свой омофор. Так что прецедент исторический есть, и чего стоят эти договоренности и средства их достижения.

- Сейчас судьба Украинской Церкви в какой-то степени стала разменной монетой в улучшении отношений Константинополя с Москвой?

- Дело в том, что сейчас реализовать планы поместной Церкви и автокефалии крайне проблематично, учитывая некоторые исторические фигуры, прежде всего Филарета (Денисенко). Но я говорю, что "все течет, все меняется", причем меняется не столько даже в церковной жизни, сколько в государственной политике, которая и в нашей стране, и в Украине будет подвержена переменам.

- Вы думаете, что нынешняя политика Януковича со временем изменится?

- Понимаете, Янукович приходит и уходит. И у нас тоже, я думаю, какие-то перемены будут. Поживем – увидим. Я думаю, что это не конец украинской церковной истории, и российской тоже.

- Но, тем не менее, с каким знаком Вы могли бы оценить результаты визита Патриарха Варфоломея?

- В любом случае, это однозначный плюс, просто потому, что Вселенский Патриарх сюда приехал. И, во всяком случае, его принимали на должном уровне.

Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования