Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Благочинный Суздальского округа РПАЦ протоиерей АРКАДИЙ МАКОВЕЦКИЙ: "При определении статуса священнослужителя органы МВД должны руководствоваться документами той общины, в которой он служит"


"Портал-Credo.Ru": Что Вы думаете по поводу обвинений в адрес епископа РПАЦ Григория (Лурье) в том, что он лжесвященник, а в его храме в Санкт-Петербурге хранятся "лжемощи"?

Протоиерей Аркадий Маковецкий:  По этому поводу я могу привести один интересный пример из своего опыта. 7 октября прошлого года я встречался в здании университета, где мы оба работаем, с секретарем Владимирского архиепископа Московского патриархата Евлогия протоиереем Сергием Мининым. На мой вопрос, признает ли Московская патриархия совершаемые в РПАЦ таинства, он ответил утвердительно. И сказал, что когда бывают случаи, и люди случайно, как он выразился, у нас крестили ребенка или обвенчались, после чего приходят с соответствующими вопросами во Владимирскую епархию Московской патриархии, то там их никогда не перекрещивают и не перевенчивают. И владыка Евлогий говорит, что таинства в РПАЦ действительные, все нормально. Правда, нужно иметь в виду, что целью той встречи было со стороны этого священника убедить меня перейти в Московскую патриархию. Поэтому в контексте этого разговора, конечно, он сказал, что они признают наши таинства и все у нас действительно. В то же время есть много примеров, когда им это невыгодно, и они утверждают, что у нас все "недействительно".

Или еще пример. Во Владимире был священник РПЦ МП Александр Кузнецов, он служил в храме святых Константина и Елены и вел себя очень агрессивно по отношению к нам. Сейчас он лишился рассудка и находится в состоянии сумасшествия. Этот священник говорил не кому-нибудь, не простому прихожанину, а директору частной школы "Возрождение" Наталье Сульман, что мы все не священники, что мы просто мужики, которые надели платье священников. Что все совершаемые в наших храмах таинства и обряды недействительны.

В общем, в РПЦ МП по этому вопросу поступают так, как выгодно в данный конкретный момент. Когда нужно установить доверительный контакт с нами, расположить нас к себе, они все признают и говорят, что все у нас действительно. Когда им надо нас, наоборот, скомпрометировать в глазах верующих, не только их юрисдикции, но и нашей, они говорят, что у нас все недействительно. Нужно признать, что эта тактика довольно часто достигает результатов. Люди идут к ним и перекрещиваются, и перевенчиваются, правда, я не слышал ни разу, чтобы их перекрестили, перевенчали или переотпели бесплатно. Всегда Московская патриархия за это берет деньги.

- Насколько я понимаю, после Архиерейского Собора 2008 года РПАЦ официально не признает таинств, совершаемых в Московской патриархии?

- Я думаю, это вопрос компетенции архиереев, но, по крайней мере, я достаточно мало знаю случаев, когда кто-то к нам переходил из священников и их заново перерукополагали. Обычно их принимают "в сущем сане" через покаяние или через какие-то другие меры икономии.

- Как Вы считаете, органы внутренних дел обладают необходимыми инструментами или методами для того, чтобы определять, какой священник является самозванцем и мошенником, а какой нет? Или какие мощи настоящие, а какие фальшивые?

- Я думаю, что касается статуса священников, то здесь органы внутренних дел должны всегда руководствоваться теми документами, которые они могут получить на данного священника, на данный приход, на данную епархию из органов юстиции. Если уж они нигде не зарегистрированы, конечно, это может вызвать подозрения. Хотя мы знаем очень много примеров достойнейших катакомбных иерархов и священников, которые не имели этой регистрации.

- Министерство юстиции регистрирует только религиозные организации.

- Да, служителей сейчас не регистрируют. Но если священник является настоятелем какого-то прихода или какой-то общины, все равно он имеет какие-то документы, связанные с органами юстиции, он без них никак не может обойтись по сегодняшним требованиям закона. Поэтому в случае, когда священник никакими документами не располагает, это как правило говорит о его крайне консервативных взглядах. Но, насколько мне известно, приход епископа Григория в Санкт-Петербурге имеет все эти документы, и в этом случае поведение сотрудников правоохранительных органов крайне, конечно, некомпетентно и возмутительно. Ни для кого не секрет, что уже много раз на заседаниях Синода Московской патриархии ставился вопрос о почислении митрополита Владимира (Котлярова) за штат. Так всегда бывает с этими старичками-архиереями, которые всеми силами цепляются за любую возможность, чтобы еще сохранить на несколько лет свой пост. Видимо, митрополит Владимир ищет способы доказать, что сейчас его не надо отправлять на покой. Хотя ни для кого не секрет, что уже в том же Синоде прорабатывается вопрос о назначении митрополита Илариона (Алфеева) на Санкт-Петербургскую кафедру. Поэтому, видимо, старый митрополит старается повысить свой рейтинг в глазах руководства.

- Я хочу спросить еще о мощах. Все-таки мы понимаем, что живем в довольно криминализованном обществе. Действительно, часто встречаются случаи обмана, мошенничеств, в том числе на религиозной почве, часто появляются какие-то самозванцы, выдающие себя за религиозных деятелей. Считаете ли Вы правильным, что государство заинтересовалось подлинностью святынь, которые, по его мнению, находятся в коммерческом обороте? И вообще, должен ли в государстве существовать институт проверки подлинности этих святынь? Возможно ли такое?

- Я думаю, что в конкретном случае это просто целенаправленная кампания, имеющая целью найти какой-нибудь криминал в действиях местной религиозной организации. А вообще-то это очень сложно, создать какой-то алгоритм идентификации подлинности мощей. Потому что, как мы знаем из истории, мощи появились вот в таком массовом употреблении относительно недавно, в основном, после XVI века. Тогда, естественно, никаких документов на них не составлялось. До этого времени мощи пребывали, как правило, там, где они были обретены, не путешествовали по свету. Сейчас, конечно, это все поставлено на широкую коммерческую основу. Я считаю это неправильным, когда возят руки святых, ноги, бедра, выставляют их на поклонение в городах, собирают многотысячные очереди, продают иконки. Это все, конечно, уже издержки сегодняшнего дня.

Но, тем не менее, правоохранительные органы при всем желании не могут объективно оценить, где подлинные мощи, а где просто неизвестно чьи останки. Я думаю, что тут всем надо об этом подумать и прекратить тиражирование этих мощей и ажиотаж, который создается вокруг них во всех церквях.

Беседовал Александр Солдатов,
"Портал-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования