Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Вед. н. сотр. Отд. древнерусского иск-ва Русского музея, хранитель фонда икон НАДЕЖДА ПИВОВАРОВА: "Таких икон, как Торопецкая, в музейных собраниях сохранились единичные экземпляры. Мы не можем разбрасываться нашим национальным достоянием"


"Портал-Credo.Ru": Надежда Валерьевна, сейчас развернулся скандал вокруг Торопецкой иконы Божией Матери. Некий благотворитель Сергей Шмаков просит дать возможность перевезти её на год в ещё недостроенный храм в элитном подмосковном коттеджном посёлке "Княжье озеро". Есть сведения, что мнение хранителей иконы в Русском музее таково, что она не подлежит транспортировке без ущерба для нее. Насколько это соответствует действительности?

Надежда Пивоварова: Это именно так. Торопецкая икона Божией Матери написана в самом начале XIV века, а по мнению некоторых исследователей даже в XII веке, и таких икон в наших музейных собраниях сохранились единичные экземпляры. Она в очень тяжелом состоянии. На ней есть продольная трещина, а иконы с трещинами, как правило, мы из фондов музея никогда не выдаем. Поскольку трещины имеют тенденцию к расхождению, всякая перевозка может губительно сказаться на иконе.

Икона помещена в музее в определенные условия хранения, она у нас находится в течение длительного времени – уже с 1936 г. Условия хранения у нас стабильные, и любые изменения температурно-влажностного режима, любые встряски при перевозке иконы могут сказаться на ней губительно. Мы не можем разбрасываться нашим национальным достоянием.

– Это икона византийского письма или русского?

– Это икона русского письма. Написана она была, по всей видимости, в Пскове в начале XIV в. И опять-таки, памятников псковской живописи этого периода в наших музейных собраниях тоже не очень много.

– Подобная история была недавно, когда пытались получить для временной экспозиции рублевскую "Троицу" из Третьяковской галереи. Вы абсолютно убеждены, что даже при условии создания специального контейнера, который обеспечил бы идеальные условия (влажность и пр.) все равно её перемещение в Подмосковье представляет опасность?

– Это, безусловно, представляет опасность, когда речь идет о столь древних иконах начала XIV века или начала XV века, как икона преподобного Андрея Рублева.

– Вы ощущаете какое-то давление? Может быть, со стороны официальных представителей РПЦ МП, которые настаивают на передаче этой иконы?

– Нет, как раз я слышала много репортажей с обсуждений, в которых принимали участие священники, в том числе из наших петербургских храмов, которые говорят, что такие древние иконы должны находиться в музейных собраниях и не покидать их пределов. Потому что это сопряжено с риском для их сохранности и дальнейшей жизни древних памятников.

–  Я имею в виду не отдельных священников, а священноначалие.

– Я не общалась на таком высоком уровне. Я только хранитель этой иконы.

– Насколько велика вероятность, что Вас сумеют заставить разрешить вывезти эту икону? Или Вы строго будете придерживаться принятой линии поведения? Насколько Вас поддерживает Министерство культуры?

– Министерство культуры нас не поддерживает, оно нас вынуждает выдать эту икону. У нас только что был представитель Министерства культуры, который заявил о том, что все бумаги уже подписаны: "Просто выдаем икону"!

– Каковы будут Ваши действия в этом случае?

– Мои действия в этом случае такие: я не подпишу никаких бумаг. И в таком случае директор берет всю ответственность на себя. Я как хранитель не подписываю выдачу древнейшей иконы. Это моя твердая позиция.

– А насколько тверда позиция дирекции музея?

– Позиция дирекции музея тоже тверда: они готовы выдать икону.

– Не боитесь ли Вы каких-то административных мер по отношению к Вам?

–  Я не боюсь административных мер, потому что у меня большая поддержка со стороны моих коллег, которые тоже очень активно выступают против этой передачи. И более того, мы собрали подписи не только сотрудников нашего музея, но также членов общины нашей церкви во имя архистратига Михаила. Они тоже поддерживают нас. Лучшим решением в данном случае является не передача иконы куда-то, в неизвестный храм vip-поселка, а передача иконы в наш музейный храм архистратига Михаила, который сейчас возводится и скоро будет готов.

– То есть планируется перемещение Торопецкой иконы в рамках музея?

– Да, мы бы хотели этого. Но насколько это будет возможно? Если будет принято решение о передаче иконы в храм в Подмоскоье, а оно, скорее всего, будет принято помимо нас, то соответственно никакой передачи в наш храм не будет.

– Вы считаете, в случае передачи этой иконы в музейный храм её сохранность там будет обеспечена?

– Дело в том, что это храм при Русском музее. Поэтому в любое время реставраторы смогут прийти, открыть кассету (её сохранность может быть обеспечена только в кассете) и  взять её под наблюдение, поскольку эти фонды и эта церковь при музее. Икона может быть перенесена в мастерскую, подвержена рентгенологическому исследованию, поскольку она в очень тяжелом состоянии. Совсем другое дело, если она будет отправлена неизвестно куда, куда реставраторы не будут получать доступ в течение длительного времени.

– В данный момент Торопецкая икона находится в экспозиции или в фондах?

– В данный момент она находится в фондах, более того, она находится в реставрационной мастерской, в связи со всей этой ситуацией.

– Планируется ли переместить её в экспозицию?

– Она у нас была в экспозиции на выставке "Образ, которому мы покланяемся", в 1995-96 гг. Тогда икона находилась в залах музея. Впоследствии мы ее из экспозиции изъяли и поместили в фонды именно в связи с ее тяжелым состоянием сохранности. Неслучайно она не находится у нас в экспозиции постоянно. В реставрационной среде принято называть такие иконы "икона-хроник". Можно скреплять что-то, но она все равно имеет тенденцию к разрушению. Поэтому за такими иконами требуется постоянное наблюдение, и они находятся в особых условиях.

Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал-Credo.Ru"

Фото с сайта: "rusmuseum.ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования