Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Член Союза журналистов России, религиозный публицист МИХАИЛ СИТНИКОВ: "Нужно не праздники придумывать новые, а просто менять принцип, чтобы априори у нас стало уважение к другому человеку"


"Портал-Credo.Ru": Сегодня отмечается непонятный для большинства россиян праздник, который плавно и незаметно эволюционировал из праздника Октябрьской революции 7 ноября, через "День примирения и согласия", в "День народного единства". Как бы Вы прокомментировали эволюцию этого праздника и сам нынешний праздник?

Михаил Ситников: Сам факт эволюционирования одного привычного праздника в какой-то другой – замена дня 7 ноября, ставшего как бы неуставным для нынешнего идеологического ориентира власти, - основывался не столько на поиске действительно какого-то исторического знака, с которым можно было бы отождествить некий единый импульс народа, сколько на заполнении "пустого места" в привычный всем день или близкий к нему. День, который ассоциировался бы с привычными осенними выходными, когда можно погулять, куда-то отъехать, выпить – когда можно отпраздновать – короче, повод. Это, во-первых.

Во-вторых, почему именно такие формы принимает эта замена: "День примирения и согласия", "День народного единства" и т.д.? Тут, по-моему, легко догадаться, потому что всё, что расшифровывает эти формы, их смысл и содержание – оно происходит у нас на глазах. Люди всё больше и больше начинают видеть, что советский период потихонечку, в какой-то видоизменённой форме, тянется до сего дня. Остаётся та же номенклатура, та же, даже ещё более разросшаяся коррупция, остаются те же доминирующие у людей стремления. Прежде всего, чтобы просто никто не трогал, чтобы можно было бы обогатиться, быть сытыми и чтобы мы как народ всегда были правы, всегда чувствовали себя "пупом Земли" и т.д.

Для этого нужно как-то помирить всё это многообразие людей, из которых каждый видит свою значимость для себя и внутри себя в разных формах. Один считает, что главный смысл и его главная правота заключается в том, что он – русский. Другой – в том, что он русский-православный, третий – что он принадлежит к великой, могучей державе, четвёртый – что он "вертел на мизинце" весь остальной мир, культуру и весь этот проклятый Запад... Всё вместе это выливается в эдакую подачку людям со стороны власти, для того, чтобы они могли как-нибудь занять себя. Занять своё самоутверждение, а самоутверждение в то же время оказывается, в общем-то, иллюзорным.

На самом деле, каждый человек хочет иметь семью, быть сытым, чтобы вокруг не стреляли, не воровали, чтобы его не обманывали. Каждый человек хочет, чтобы у него в душе что-то светилось, было бы что-то тёплое, была какая-то отдушина. А на улице он бы встречал не озлобленных и опасных для него милиционеров, которые, как известно сейчас, то избивают, то воруют, то сами организуют какие-то преступления. Чтобы он встречал доброжелательных по отношению к нему людей.

Но для этого нужно не праздники придумывать новые, а просто менять принцип, смысл чего, наверное, заключается, прежде всего, в априорном уважении к другому человеку. Менять принцип мировосприятия. Априори уважать другого человека, до тех пор, пока он не ошибся и не преступил. А тогда он уже будет отвечать по закону, в соответствии с какими-то критериями здравого смысла. Но самое главное – изначально воспринимать другого с уважением, потому что он такой же, как ты, но просто другой.

– А как получилась такая эволюция: от 7 ноября к тому, что происходит 4 ноября в последние годы, когда это превратилось в вакханалию "Русских маршей" не только в Москве, но и во многих городах? В вакханалию вульгарного шовинизма и национализма.

– Это тоже объяснить довольно легко. Некое проявление идеологических зарядов в людях, когда-то, в советское время, в период празднования 7 ноября, было упорядочено жесткой, развитой тоталитарной системой. Сейчас тоталитарная система пока не развита, а находится в стадии становления, когда этот же предлог, который раньше требовался для упорядоченного выражения этого сценического действия, выражается неупорядоченно. Каждый делает, кто во что горазд. А во что он горазд? Естественно, зеленый свет даётся тем, на кого делает ставку ныне строящийся режим. Он еще строится, а не построен, не сложился и находится в очень такой критической фазе – стоит на ребре. Куда его толкнешь – туда он и пойдёт. Мне кажется, только поэтому. Сейчас кто выгоден власти? Те, кто громче всего кричит под любым идеологическим флагом, не важно каким он будет: русский националистический, или какой-нибудь бурно религиозный, или какой-нибудь ненавистнический на национальной или культурной основе. Просто даст возможность превратить в более-менее монолитную массу, что называется толпой. Ленин очень правильно назвал ее "массой".

И тогда этой толпой легче управлять.

Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования