Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Религиовед, доцент факультета журналистики Львовского университета АНДРЕЙ ЮРАШ: "Большинство религиозных организаций Украины сориентированы на поддержку независимости и укрепления прозападного вектора в украинской политической жизни"


"Портал-Credo.Ru":  Андрей Васильевич, нас  интересует вопрос:  какова будет роль религиозного фактора на грядущих президентских выборах в Украине?

Андрей Юраш:  Религия всегда была довольно активно востребованным фактором на украинских выборах.  Но тенденция, которая прослеживается в течение  последних, как минимум, 10 лет, все-таки в том, что значение этого фактора постепенно уменьшается. Традиционно к религиозному фактору относились как к предмету очень часто спекулятивного, формального и демонстративного использования представлений тех или иных кандидатов. Главное, что,  кажется, поняли большинство религиозных деятелей, что такие формы грубого неадекватного сотрудничества с политическими организациями или конкретными политическими лидерами уже остаются в прошлом. В связи с этим можно говорить об объективном уменьшении использования и самого обращения к религиозному фактору в Украине.

Но, с другой стороны, повышается значение и влияние на процессы натурального естественного сотрудничества, которое уже устанавливается между определенными религиозными организациями, с одной стороны, и политическими деятелями – с другой стороны. Я имею в виду сотрудничество, которое предусматривает общие ценности в плане культуры, в плане языковом, в плане стратегических приоритетов развития страны. И в таком контексте мы можем говорить о существовании уже традиционных партнеров, двух сторон – политической и религиозной – и в рамках грядущих выборов. Это сотрудничество будет,  так или иначе, реализовываться.

– Какие конкретные примеры такого сотрудничества?

– Самый яркий пример в этой плоскости – это сотрудничество между главной оппозиционной силой – Партией регионов – и Украинской Православной Церковью Московского патриархата. Конечно, это сотрудничество уже не будет носить таких экзальтированных и однозначных форм, как это было накануне президентских выборов 2004 г. Но, с другой стороны, абсолютно очевидно, что сотрудничество, которое уже имеет более 10 лет истории, будет,  так или иначе, подтверждено. Особенно в тех регионах, где Партия регионов, с одной стороны, а УПЦ МП, с другой стороны, имеют доминирующее влияние. Это, прежде всего, юг, восток страны, Крым. С другой стороны, конечно, есть абсолютно устойчивое сотрудничество представителей демократических-патриотических- националистических партий на политических выборах с религиозными организациями автокефального направления. Это Украинская Православная Церковь Киевского патриархата, Украинская Автокефальная Православная Церковь, Греко-католическая Церковь и некоторые протестантские структуры, прежде всего, баптисты и пятидесятники. Кроме того, довольно активно себя позиционирует в этом плане и Римо-Католическая Церковь, которая всегда, безусловно, именно на этой стороне. И конечно, это сотрудничество не будет столь однозначным и однополюсным, как в случае Партии регионов и УПЦ МП.  Здесь  и со стороны политической, и со стороны религиозной уже появляется не один доминирующий какой-то партнер, а целая совокупность участников взаимодействия. Но абсолютно очевидно, что это будет подтверждено.

– Какова позиция в этих вопросах премьер-министра Юлии Тимошенко?

– Появляются и новые сюжеты, которые раньше мы не связывали с выборами. И они, на мой взгляд, будут интересными. Что я имею в виду. Когда мы говорим о Партии регионов, когда мы говорим о национал-демократах – это все абсолютно очевидно. Но абсолютно новым фактором является намного большая ангажированность в религиозную сферу  премьер-министра Юлии Тимошенко, которая раньше никогда столь очевидно не демонстрировала своих, во-первых, преференций, а, во-вторых,  даже самого интереса к религиозной жизни. Позиция премьер-министра всегда была демонстративно дистанцированной  от религиозных проблем, чтобы избежать возможного отождествления ее с той или иной религиозной организацией. Но буквально накануне электоральных процессов она поехала, с одной стороны, в Ватикан, чтобы встретиться с Папой Римским, получила благословение со стороны главы Римо-Католической Церкви, и после этого посетила Иерусалим, где встретилась с Патриархом Иерусалимским и получила не только  благословение, а очень радушный прием и даже высший орден Иерусалимской Церкви.  Это говорит о том, что религиозным фактором не будут пренебрегать все участники политического процесса.  И он активируется в рамках обострения политической ситуации в стране.

– Что касается Партии регионов и УПЦ МП, тут все ясно. Но, тем не менее, как могут распределиться силы в поддержке тех или иных кандидатов в другом лагере, который Вы назвали националистическим? Кого скорее поддержит Киевский патриархат, кого – Автокефальная Церковь, кого - греко-католики?

– Здесь такой четкости и однородности нет. На мой взгляд, всё, как в плане политическом, так и в плане поддержки со стороны религиозных организаций, будет решаться во втором туре выборов. Это уже специфика, традиция и реалии  Украины, что у сторонников независимости всегда есть огромный вариант для выбора и поиска поддержки со стороны религиозных организаций. Я думаю, что в рамках кампании, которая будет предварять первый тур выборов, всё будет происходить довольно хаотично, без налаженных и абсолютно однозначных прямых контактов. Симпатии будут распределяться, на мой взгляд, стихийно, в зависимости от региональных особенностей и от персональных симпатий и политических деятелей,  и религиозных лидеров. Главный же акцент будет привнесен во второй тур выборов. Точно так же, по такому же сценарию, как это происходило и в 2004 г. Большинство религиозных организаций сориентированы на поддержку украинской независимости и укрепления прозападного вектора в украинской политической жизни. Они не декларируют конкретных своих предпочтений до первого тура выборов. По примеру Греко-католической Церкви сейчас это использует Киевский патриархат – они не заявляют о конкретной поддержке одного кандидата, какой-то персоналии, они говорят,  что их симпатии на стороне того или иного идеологического направления в политике.  Но когда ситуация станет очевидной и когда будет выбор между двумя персоналиями, как это было в 2004 г. между Ющенко и Януковичем – наиболее вероятно, что это будет Тимошенко и Янукович в нашей конкретной ситуации – вот тогда и будут намного более четкими посылы, которые будут идти со стороны религиозных организаций.

И вот то, о чем я в начале говорил, что Тимошенко обратилась и к Папе Римскому, и к Иерусалимскому Патриарху, уже свидетельствует о том, что она понимает этот фактор, диверсифицирует свои поиски партнера в религиозном плане и, наверное, четко понимает, несмотря на все свои довольно близкие отношения с УПЦ МП, что её главной электоральной базой все-таки будет не Московский патриархат, а греко-католики, католики  и православные, сориентированные на автокефальное устройство Православной Церкви в Украине.

Беседовал Владимир Ойвин,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования