Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Член комиссии по канонизации РПСЦ историк ГЛЕБ ЧИСТЯКОВ: "К сожалению, о старообрядческих святых знают до обидного мало. Мы должны больше рассказывать о них"


"Портал-Credo.Ru":  Расскажите, пожалуйста, что было интересного в первый день работы Освященного Собора РПСЦ?

Глеб Чистяков: Обсуждали вопрос канонизации пяти подвижников Церкви, живших в разное время – и до раскола, и после раскола. Обсуждались их деяния, их подвиги.

Был задан вопрос: когда мы занимаемся канонизацией наших святых, не делаем ли мы это в подражание Московской патриархии, где совершаются массовые канонизации (до 2000 новомучеников за один раз). Был ответ – нет. За последние 15 лет на Соборах канонизированы для общецерковного почитания всего лишь пять  подвижников. И еще несколько подвижников канонизированы как местночтимые святые.

Таким образом, невозможно сравнивать старообрядчество с Московской патриархией и другими конфессиями,  которые канонизируют сотни и тысячи человек. 

Потом встал вопрос об общероссийском почитании иноков Павла и Алимпия Белокриницких. Они были прославлены в 2006 году как местночтимые святые в Белой Кринице. Встал вопрос об их почитании для всех христиан Русской Православной Старообрядческой Церкви. Задавались вопросы отдельно по их биографиям. Например, говорили о "Белокриницком уставе", который составил инок Павел и в котором впоследствии были найдены какие-то неточные богословские высказывания. Общее мнение, к которому пришли, было такое, что этот устав был подготовлен по запросу властей Австро-Венгрии и должен был соответствовать их представлениям о церковно-хозяйственном устройстве конфессии. Никакого богословского влияния на старообрядчество, его историю и богословие он не оказал.

Тем более, что и в высказываниях многих других отцов Церкви можно найти неточности, ошибки, а порой и вообще какие-то нелепости. Это не может стать причиной отказа от прославления этих подвижников – Павла и Алимпия Белокриницких. По Алимпию вопрос задавался о его якобы революционной деятельности в Австро-Венгрии в дни революции, когда происходило свержение Габсбургов.  В ответ на это были зачитаны личные письма и отрывки из сочинения Михаила Бакунина, который участвовал в Венском славянском конгрессе.  Бакунин пишет, что действительно встречался со старообрядцами, виделся с ними, но, "к его вящему сожалению", никакого влияния на них он не оказал и никакого участия в событиях они не принимали. Об этом он указывает в своей книге "Исповедь". Он пишет там, что познакомился с иноком Алимпием (Милорадовым) и сожалеет, что не смог никак наладить свое революционное сотрудничество со старообрядцами.  Если бы они принимали хоть какое-то участие в революции, то, конечно, Бакунин не преминул бы об этом упомянуть.

Что касается остальных подвижников, которые обсуждались – иконописцы Андрей Рублев, Даниил Черный и наш первопечатник, просветитель Иоанн Федоров, - то здесь вопросов было меньше, потому что это подвижники Церкви дораскольного периода, их подвиг, вклад в дело просветительства в церковном сознании и в мировой культуре признаны давно. Были просто установлены даты их почитания и поминовения.

Шла также речь о том, как вообще в  современной старообрядческой Церкви вопросы почитания святых вывести на должный, соответствующий их церковным заслугам,  уровень: подготовить службы этим святым, каноны, сделать информацию о них доступной всех верующим.  К сожалению, о старообрядческих святых знают до обидного мало. Мы должны больше рассказывать именно о своих святых, древлеправославных подвижниках Церкви, за которых нам не стыдно. У них нет темных биографий или сомнительных экклезиологических воззрений. Церковный путь этих людей  хорошо известен, а их исповедание не вызывает никаких сомнений.

– Кроме подвигов, для прославления ведь есть еще требование совершения чудес, каких-то исцелений со стороны святого? В данном случае это как-то рассматривалось?

– В православной традиции никогда не было жестко регламентированных, юридических критериев святости. Например, в Византии с 3 по 10 века все православные патриархи признавались святыми. А культ мучеников первых веков? Сам факт мученичества говорил о святости человека.

И потом, что мы подразумеваем под чудесами? Сверъхестественные знамения – глас с неба,  внезапно ноги вырастают у безногого, или, например, тайнозрительство? Андрей Рублев мистически молился, и та "Троица", которая была создана Андреем Рублевым, явила на самом деле наиболее точное воплощение в красках Божественного смысла, Божественной гармонии. Я считаю, что под чудом надо подразумевать не только сверхъестественные явления, которые часто хочется увидеть людям – миротечения, гласы с неба, сияния и прочее. А чудеса веры, прежде всего, - это  просвещение.

У нас, например, князь Владимир – креститель Руси, преподобный Максим Грек, Нил Сорский, Кирилл Туровский, и масса других есть святых, имена которых не связаны со сверъхестественными чудесами, но которые явили чудо своей веры и этой верой послужили Церкви. О каких-то чудесах, связанных с этими подвижниками, шла речь. Но это не было решающим при прославлении этих людей. Ну, наверное, глупо было бы требовать от князя Владимира, который совершил апостольский подвиг, чтобы он еще и подтвердил свою святость каким-то внешним знамением.

– А эти два монаха, Алимпий и Павел, чем прославились, кроме того, что способствовали восстановлению иерархии?

– Там были определенные знаки, благоухание от мощей. Рассказывал отец Сергий Бобков, с чем было связано их почитание в Белой Кринице. Но я считаю, что главным подвигом было все-таки то, что в тяжелейших условиях, когда репрессивный механизм государства был направлен на полный разгром старообрядчества, когда один за другим разорялись монастыри и тысячи монахов оказывались в ссылке, в такую тяжелую годину, два, в общем-то, обычных человека смогли исполнить такую миссию. Это нельзя не рассматривать как чудо, как особый промысел.

И до них пытались восстановить иерархию. Но именно их трудами удалось восстановить трехчинную иерархию в старообрядческой Церкви. Поэтому это вполне достаточная заслуга для того чтобы нам, старообрядцам, почитать их труды.

Беседовал Владимир Ойвин
"Портал-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования