Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Ректор Свято-Филаретовского института священник ГЕОРГИЙ КОЧЕТКОВ: "Ченстоховская икона Божией Матери, которая так чтится в Польше, – это особая святыня. Она не единственная, которая принадлежит как православию, так и католичеству"


"Портал–Credo.Ru": Делегация русского православного духовенства, состоявшая из представителей Тверской епархии РПЦ МП и насельников Нило-Столбенской пустыни, посетила в конце сентября католический монастырь на Ясной Горе в Польше, в часовне которого хранится всемирно известная икона Ченстоховской Божией Матери, почитаемая как католиками, так и православными, и привезла список с этой иконы, подаренный монастырем. Реакция на этот визит и проведенное там богослужение в России разная: от одобрения до резкого неприятия. Что Вы можете сказать по этому поводу?

Отец Георгий Кочетков:  Если брать это событие само по себе, то оно мне кажется вполне нормальным и закономерным, и его можно только приветствовать. Ведь существует неразделенная, но общехристианская традиция: мы должны ценить всё, что нас объединяет. Мы, к сожалению, не можем сказать, что полностью и во всём едины и на всё смотрим одинаково. Но даже внутри православия, внутри православных Церквей, а иногда и на более локальном уровне, мы наблюдаем очень много различий. И если мы не будем знать и понимать, что Дух сам творит себе формы, и творит их по-разному в разных случаях, в разных людях, в разные эпохи, то мы станем приверженцами мёртвой буквы, а не Духа жизни Христовой.

Вообще говоря, Ченстоховская икона Божией Матери, которая так чтится в Польше,  – это особая святыня. Она не единственная, которая принадлежит одинаково как православию, так и католичеству. Например, в Вильнюсе мы можем видеть знаменитую Острабрамскую икону Божией Матери, и во многих православных храмах мы видим списки с неё, хотя хранится она сейчас в католическом храме, рядом с православным монастырем Святого Духа, и тоже очень почитается всеми. Есть и другие подобные случаи.

Когда-то в истории это было предметом раздора, обид и даже, к сожалению, претензий. Как одни хотели её иметь у себя, так и другие. Хорошо, что сейчас наконец-то можно молитвенно пользоваться такими иконами вместе. Одни – в своем храме, другие – в своем. И слава Тебе, Господи!

Я был в Ченстохове и помню, как это было духовно существенно для нас - поклониться этой иконе. Более того, руководство того храма, где хранится Ченстоховская икона Божией Матери, представило нам возможность совершить чисто православный молебен перед этой иконой. Мы служили при огромном стечении католического народа, и никто не вмешивался. Их немного оттеснили, может, не для всех было понятно, что происходит, но мы были очень рады возможности совершить православную молитву именно перед этим святым образом.

Если кто-то выступает против, то, скорее всего, по некоторой дикости, считая, что всё должно быть "у них в кармане". А если у меня в кармане нет, значит это чужое и чуждое, во всяком случае, не святое. Мне представляется, что такую дикость надо преодолевать – её нет нигде в православном мире, нигде вообще – это только в некоторых глухих душах и умах нашего отечества можно найти такие "берлоги". Мне кажется, что от дикости надо уходить. Это всё очень далеко и от евангельского, и от святоотеческого духа, особенно от Предания православной Церкви.

Никакой фундаментализм оправдан быть не может, из каких бы хороших побуждений он ни рождался у тех или иных людей. Более того, он может привести прямо к ереси. Фундаментализм, доведённый до конца, это есть то самое фарисейство, от которого Господь Иисус Христос предостерегал как от важнейшей ереси в жизни, вместе с саддукейством и законничеством. Хотя факт сам по себе, может быть, и не самый значительный, однако и в нём видны некоторые проблемы нашей внутренней жизни.

В Евангелии говорится, что Господь хочет, чтобы наша любовь и добро распространялись на всех, а мы не хотим распространить их даже на близких к нам по вере христиан, хотя и не во всём с нами согласных, и не во всём придерживающихся наших традиций. Вселенская Церковь всегда была в этом отношении внимательна, и не просто терпима - она радовалась тому богатству и цветению Духа, которые в ней были.

Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования