Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Председатель Архиерейского Совещания РПАЦ епископ Петроградский и Гдовский ГРИГОРИЙ (Лурье): "Неудача переговоров «хризостомовцев» и РИПЦ свидетельствует лишь о том, что «хризостомовский» Синод неуправляем"


Данное интервью можно считать продолжением предыдущего, которое было посвящено установлению общения РИПЦ и "хризостомовского" Синода...

"Портал-Credo.Ru": Скажите, пожалуйста, насколько достоверна информация о том, что каноническое общение между РИПЦ и "хризостомовским" Синодом продлилось всего несколько дней? Откуда информация о том, что оно уже прекращено?

Епископ Григорий: Об этом сообщили из "хризостомовского" Синода телефонным звонком Архиепископу Тихону, который в это время находился в Лесне и сейчас там находится. Конечно, такие звонки становятся известны, как с греческой стороны, так и с русской.

- А лично Вам откуда это известно?

- Лично мне об этом известно от Владимира Мосса, который написал об этом факте в блоге священника Алексия Лебедева.

Состоялось еще одно заседание "хризостомовского" Синода, уже без участия русских, и на нем было принято решение о том, чтобы отменить решение предыдущего Синода, которое было совместным с русскими. Это было сделано по настоянию меньшинства архиереев, а большинство с ними согласилось потому, что боялось раскола. Также было решено послать официальное извещение об этом в виде письма Архиепископу Тихону, которое пока еще не получено.

- Как Вы думаете, какие могут быть канонические или церковно-политические причины для такого странного решения?

- Я думаю, что канонических причин не может быть никаких, с одной стороны, а поводов канонических очень много. Я даже не хочу их разбирать, я думаю, что в обещанном письме они могут быть указаны. Но я совершенно уверен в том, что та сторона, которая выдвигает эти поводы, в другой церковно-политической ситуации сама смотреть на них не стала бы. То есть, ни один из этих поводов, в чем я абсолютно уверен, не является настоящей причиной, которая могла бы затруднить общение между РИПЦ и греками или вообще кем бы то ни было из русских ИПЦ.

- Это очень абстрактная модель. Вы можете привести конкретные примеры таких причин?

- Конкретные примеры я привести не могу, потому что, возможно, они не будут названы официально. Но я могу сказать, примерно о чем говорится вслух. Говорится, например, о слишком мягком чиноприеме из Московской патриархии, который установила РИПЦ. То есть там недостаточно широко применяется перекрещивание. Какие-то вещи, связанные с приверженностью греков к обрядам, но эта приверженность обычно становится такой нетерпимой только тогда, когда она служит поводом для того, чтобы не принять какое-то решение.

Я думаю, что причины здесь более серьезные, и именно - церковно-политические. Как мы знаем прекрасно, в течение последних лет внутри "хризостомовского" Синода идет борьба за власть. Архиепископ Хризостом уже преклонных лет и скоро место первоиерарха освободится. И мы знаем, что борьба принимает довольно острые формы, потому что партия одного из влиятельных иерархов в этом Синоде должна либо победить на выборах нового первоиерарха, либо им, скорее всего, придется уходить из этого Синода.

Когда шли переговоры с РИПЦ, мы надеялись, что эти внутренние противоречия в "хризостомовском" Синоде все-таки останутся за скобками применительно к обсуждению вопроса об общении с РИПЦ. Но сейчас мы видим, что этого не произошло, что плохая управляемость "хризостомовского" Синода сказалась и на том, что они не смогли принять решения.

В "хризостомовском" Синоде, как доказали эти события, нет такой стороны, которая может вести переговоры, потому что ни одна из партий в этом Синоде не обладает достаточной полнотой власти, и в то же время противоречия между партиями велики. Если очень просто повторить то, что я сейчас сказал, то дело сводится вот к чему. Поскольку одна из партий провела решение об объединении с русскими, то другая партия автоматически проводит противоположное решение. И здесь, я думаю, русские совершенно ни при чем, кроме того, что они стали поводом. Просто нужно быть против РИПЦ, потому что другие "за". Но если те, кто сейчас против, станут единственной и твердой властью в "хризостомовском" Синоде, то, скорее всего, они сами станут "за".

- Получается, что РИПЦ ошиблась с выбором партнеров для переговоров? Может быть, ей стоило с каким-то другим греческим Синодом такие переговоры начинать?

- Нет, я думаю, что, во-первых, переговоры с "хризостомовским" Синодом никоим образом не отрицают переговоров с кем бы то ни было другим. Я не считаю, что надо ставить какую-то жесткую альтернативу. Но естественно, что РИПЦ должна была вести переговоры с "хризостомовским" Синодом. Конечно, лучше было побольше провести разведки, чтобы представлять себе внутреннее состояние дел партнера. В этом смысле, конечно, вышла недоработка. Но у РИПЦ, вероятно, нет возможностей настолько глубоко понимать своего партнера по переговорам. А с точки зрения церковного долга РИПЦ делала то, что должна была делать – стремиться к объединению, стремиться к переговорам.

Переговоры, насколько это можно было видеть на их поверхности, шли прекрасно. И привели к хорошему результату. А то, что на самом деле партия, которая договаривалась, не имела достаточного веса внутри "хризостомовского" Синода, это ни в коем случае не вина РИПЦ.

А теперь посмотрим, какие еще могли бы быть партнеры по переговорам среди греков. Конечно, прежде всего, РИПЦ должна думать об объединении с российскими юрисдикциями, но о греках она тоже должна думать. И за пределами "хризостомовского" Синодакто остается? Остаются либо киприаниты, с которыми надо переговоры вести не об объединении сначала, а о том, чтобы они отказались от своих неправославных догматических воззрений. Либо матфеевцы, с которыми переговоры какие бы то ни было затруднены в силу их особенностей организационных, либо Бостон. С Бостонским Синодом, конечно, правильно было бы вести переговоры, но просто для этого не подготовлена почва в настоящее время. А с "хризостомовским" Синодом она была более подготовлена. Поэтому естественно, что начали с них. Кроме того, мы знаем, что в принципе продолжаются - какие-то вялотекущие, неофициальные, но все-таки они продолжаются – переговоры между теми же самыми "хризостомовцами" и Бостонским Синодом. И мы знаем, что в Америке между этими Синодами весьма хорошие отношения, в последнее время происходили даже взаимные визиты иерархов.

- Как Вы думаете, к каким внутренним последствиям для РИПЦ может привести такой неожиданный поворот событий? В частности, не активизируется ли там так называемое либеральное крыло, олицетворяемое епископами Дионисием и Иринеем? Не появятся ли у них новые аргументы в пользу своей позиции, в пользу Правильности своего пути для РИПЦ, который они предлагают?

- Разумеется, у них появятся новые аргументы. Но я думаю, они не очень смогут их активизировать, потому что в отношении к основной массе РИПЦ епископы Дионисий и Ириней все-таки уже слишком отделены.

И дело не в том, какие приняты относительно них решения, насколько они каноничные и так далее. А дело просто в факте. Они не имеют достаточно ясного авторитета внутри РИПЦ в качестве епископов этой юрисдикции. Они интересны сами по себе, к ним могут прислушаться, но в силу того, что они отделены от остальных, они не будут восприниматься как голос изнутри РИПЦ.

С другой стороны, у либералов внутри РИПЦ сейчас нет настоящего козыря. Потому что если становиться на более киприанитскую точку зрения, то тогда получается, что надо объединяться с РПЦЗ Митрополита Агафангела (Пашковского). Но это было бы для РИПЦ настолько странное решение, настолько сложное, что вряд ли нынешнее слабое потрясение (назовем его так) способно что-то существенно сдвинуть в этом направлении.

То есть, я думаю, что позиция РИПЦ в принципе не изменится. Конечно, будет какая-то обида у Архиепископа Тихона, будет плохое отношение не к самим даже грекам, а к переговорам с греками, потому что с ними непонятно как переговариваться, раз они не отвечают за свои слова. И я боюсь, что будет такой эффект обманутого ожидания. То есть для того, чтобы деморализовать какую-то группу людей, ей внушают какие-то надежды, которые потом рушатся, и тогда состояние становится этих людей намного хуже. Такой эффект может произойти, и особенно относительно администрации РИПЦ это можно заподозрить. Но я бы тоже не стал его преувеличивать. Потому что мне кажется, что все русские истинно-православные христиане ближе всего должны понимать вот что. Что неудача нынешних переговоров по-настоящему свидетельствует только лишь о том, что "хризостомовский" Синод неуправляем.

Существенная функция управляемости, а именно способность определить единую внешнюю политику, он утратил. Это проблема, причем большая, "хризостомовского" Синода. Если бы этот Синод либо решил объединяться и объединился, либо решил не объединяться и не объединился бы с РИПЦ, это было бы совершенно нормально. Сейчас мы видим, что принимается одно решение, потом оно сразу же отменяется. Это показывает не то, что у "хризостомовского" Синода есть какая-то позиция, а то, что не может иметь этот Синод как цельная организация вообще никакой позиции. То, что "хризостомовский" Синод не является такой организацией, с которой можно считаться в качестве чего-то единого. Да, это собрание православных христиан, организованных в приходы с епископами, это прекрасно. Но организация, которая может проводить какую-то единую политику, с которой можно вступать в переговоры, как мы сейчас увидели в результате разведки боем, проведенной РИПЦ, - такой организацией "хризостомовский" Синод не является.

Поэтому просто нам всем надо понять, что пока больше надо думать о том, чтобы объединяться внутри России.

Беседовал Александр Солдатов,
"Портал-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования