Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Настоятель храма св. царя-мученика Николая (РПАЦ) в Москве протоиерей МИХАИЛ АРДОВ: "Я с уважением отношусь ко всем людям, которые с оружием в руках сопротивлялись коммунистам, в том числе и к генералу Власову"


"Портал-Credo.Ru": Было ли для Вас неожиданностью, что Архиерейский Синод РПЦЗ МП выступил с такой откровенной апологией власовского движения - и с такой фрондой в адрес Московской патриархии?

Протоиерей Михаил Ардов: Для меня это было действительно большой неожиданностью. Я считал, что эти люди уже давно куплены и никакой самостоятельной позиции уже отстаивать не могут. Но, по размышлении я вижу, что они при том все же люди здравые. Они потеряли, по крайней мере, треть своих монастырей. Если бы они сейчас предали власовское движение, в этом случае они бы предали так называемую "вторую волну" эмиграции. Они бы потеряли и еще достаточное количество приходов, и достаточное количество людей. Я думаю, здравый смысл возобладал, и они решились на такое действие, каких мы от них не видели за последние годы и не ждали.

- Почему именно сейчас они испугались этой потери приходов? Как-то изменилась ситуация внутри этой части Зарубежной Церкви?

- Не думаю. Очевидно, какая-то часть настоящих русских патриотов за рубежом стала проявлять интерес и беспокойство по поводу той полемики, которая возникла здесь, в России, касательно о. Георгия Митрофанова и его книги. Может быть, опережая в какой-то мере эти события, Синод на это прореагировал.

- Как Вы считаете, справедливы ли оценки тех аналитиков Московской патриархии, которые считают, что это заявление не только вбивает клин в отношения между "двумя частями Русской Церкви", но и сеет определенное недоверие в отношениях между Патриархом Кириллом и Кремлем, что это может быть некой провокацией, направленной на то, чтобы поставить в неудобное положение Патриарха Кирилла, который не может и от Зарубежной Церкви отмежеваться, и пойти на какую-то идейную конфронтацию с Кремлем?

- Знаете, у меня был один знакомый актер – он был мужем падчерицы Ахматовой. Его учитель часто говорил ему: "Не перетоньшай!" Вот такое немыслимое слово. Мне кажется, что тот, кто так говорит, - "перетоньшает". Потому что при полной беспринципности современной власти они могут дозволять кому-то там, за рубежом, даже хвалить Власова и кого угодно. Тут самое важное – это держать рычаги. А что они там говорят – ну хорошо, пусть хвалят Власова. Через 20 лет они все перемрут, и Власова никто не вспомнит.

- Как Вы думаете, вынужден ли будет митрополит Иларион, в конце концов, скорректировать эту позицию, что-то изменить, может быть, покаяться?Заставят ли его здесь, во время визита в Россию, сделать какие-то заявления на этот счет? Или все может быть покрыто молчанием?

- Скорее всего, будет покрыто молчанием. Хотя, если возобладает неумное мнение, может, его к чему-то и принудят. Но, скорее всего, сделают вид, что ничего не произошло. Как говорила та же Ахматова, "никакой неловкости не произошло".

- Перейдем к существу вопроса. Действительно очень нелегко дать однозначную моральную оценку феномену власовского движения. Правильно ли я Вас понял, что Вы его оцениваете положительно? Вы считаете, что Власов и его последователи были истинными патриотами России?

- Я последовательный антикоммунист. Я с уважением отношусь ко всем тем людям, которые в течение ХХ века с оружием в руках сопротивлялись коммунистам. Это было и Белое движение, и тамбовские крестьяне, и кронштадтские матросы, и украинские националисты, и литовские лесные братья – все, кто брал оружие, чтобы с этой бандой бороться, вызывают во мне уважение. А уж тем паче патриоты русские, которые действительно хотели сбросить этот страшный сталинский режим. Ну а то, что по тупости Гитлера их потенциал не был использован, - это не вина русских патриотов, какими я считаю власовцев, а беда.

Несколько дней назад, 5 сентября, я был в Нью-Джерси на похоронах моего близкого друга - отца Владимира Шишкова, который был моим единомышленником – последовательным антикоммунистом. Он успел вступить во Власовскую армию, когда был совсем молодым. У меня есть запись его воспоминаний о том, как они с двумя или тремя такими же, как он, новобранцами, уничтожали архив власовской армии, чтобы тот не попал в руки НКВДшников. Можете себе представить, если бы эти бумаги попали бы к ним, насколько больше было бы невинных жертв этого страшного режима. Для меня все это как-то связано и с личным отношением к о. Владимиру.

- Осуждают власовцев сейчас не столько за то, что они воевали против Сталина, а за то, что они так тесно сотрудничали с германским нацизмом и отчасти даже принимали идеологию этого нацизма, что видно из некоторых программных документов…

- Существует такая книга (я на нее написал сейчас рецензию). Это книга Гавриила Харитоновича Попова в его серии "Мне на шею бросается век-волкодав", которая называется "Я вызываю дух генерала Власова". Там есть декларация Российской освободительной армии. Там нет даже тени нацизма. Там речь идет только о России, о том, какой должна быть Россия после падения сталинского режима. Действительно, им пришлось вступить в союз с тоталитарной человечеконенавистнической идеологией…

Когда-то, еще в 90-х гг., сюда, в Россию, приезжал замечательный епископ Зарубежной Церкви владыка Даниил (Александров). Биография его такова: со своей матерью они жили в Одессе, и ушли вместе с румынскими войсками при наступлении красных. Один человек в моем присутствии сказал: "Как же вы могли уйти, отступать, поехать к врагу?!" На что владыка Даниил ответил, что мы в те времена не знали всех деталей, всего, что мы теперь знаем, о печах, о Холокосте и прочее. А вот что такое сталинский режим, мы уже очень хорошо знали. И оставаться под такой властью мы не хотели.

Вот и на вашем Портале опубликовано напутственное слово Митрополита Анастасия власовцам. Но там же ни одного слова ни о нацизме, ни о немцах. Там говорится только о том, что нужно покончить с коммунизмом в России. И так же точно в декларации самой РОА.

Мне буквально позавчера позвонил сам Гавриил Харитонович Попов - тоже в связи с этим. Он очень обрадован заявлением РПЦЗ МП. Он очень хочет послать какую-то часть экземпляров своей книги в Зарубежный Синод. Он рассказал, как на Радио "Свобода" у него была заочная полемика с каким-то советским генералом, который назвал Власова "изменником присяге". На что Гавриил Харитонович совершенно справедливо сказал: "А что, только один Власов изменял присяге? А вот, например, Жуков, который был воином царской армии, он что, не изменял присяге государю императору? И Брусилов, и т.д., и т.д. Почему считается изменником тот, кто изменял присяге Сталину? А тот, кто изменял присяге исторической России, государю императору, это молодцы?" Это обычная большевицкая двойная мораль, от которой наши псевдопатриоты-сталинисты избавиться не могут.

До сих пор тщательно скрывается, что армия Власова освободила от немцев Прагу. Но ни 9, ни 8 мая, ни в какой год вы этого не услышите.

- На фоне всех этих споров о Власове в России поднимает голову сталинизм. Мы видели открытие на станции Курская мемориальной таблички с михалковским гимном "нас вырастил Сталин…". Теперь и церковные публицисты, осуждая Архиерейский Синод РПЦЗ МП, отдают должное заслугам Сталина. Не может ли так получиться, что вся эта полемика вокруг Власова подстегнет "православный сталинизм", усилит градус почитания Сталина в среде Московской патриархии, приведет к каким-нибудь далеко идущим последствиям?

- Тут трудно давать прогнозы. Надо сказать, что все-таки и нечто положительное промелькнуло. Я имею в виду интервью архиепископа Волоколамского Илариона, где он дал должную оценку Сталину. Так что я думаю, там все неоднозначно. Но я всегда говорю только одно: нашу страну, Московскую патриархию ничего хорошего в будущем не ждет, если не будет дана беспристрастная оценка коммунизму и сталинизму. Идеологически необходимо это сделать. Ельцин это не довел, к сожалению, по своей, видно, трусости до конца. Но пока этого не будет сделано, ни в России, ни в Церкви ничего хорошего не будет.

Если Вы читали мою книгу "Мелочи…", там есть замечательный в своем роде эпизод. Я записал эту историю со слов моего покойного друга, того же самого отца Владимира Шишкова. Некий советский офицер, не думаю, что он был власовец, находясь там, в плену, понимал, что в случае репатриации ничего хорошего его тут не ждет. И он уклонился от выдачи советским органам, затем он поехал в Америку. Он стал верующим человеком, а до этого был комсомольцем. И он поступил в Джорданвилльскую семинарию, и окончил ее. Когда он ее окончил, его послали на какой-то зарубежный приход. А зарубежный приход состоял из первой эмиграции, из каких-то казаков, участников гражданской войны. И вот, он отслужил первую литургию, вышел на амвон, увидел их, стоящих - и как он выступал на комсомольских собраниях, так он им и сказал: "Товарищи!" И они его чуть не растерзали. Потому что они жизнь положили на то, чтобы бороться с "товарищами". После этой реплики они его не признавали до такой степени, что его пришлось перевести на другой приход. Вот это комментарий к тому, что сейчас происходит.

Беседовал Александр Солдатов,
"Портал-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования