Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Исполнительный директор Ассоциации международного сотрудничества “Время и мир” ВАЛЕРИЙ ЕМЕЛЬЯНОВ: ”Юбилей Второй мировой войны напомнил о традиционной российской полонофобии, приходящей и в религиозную сферу”


"Портал–Credo.Ru": Не кажется ли Вам, что в ходе "празднования" 70-летия начала Второй мировой войны в России как-то обострился интерес к Польше, к ее роли в духовно-культурной истории Европы, в частности – к российско-польским отношениям?

Валерий Емельянов: Главное, что хотелось бы подчеркнуть, что эта трагическая дата в России была отмечена с заметным польским акцентом. И речь идет не только о визите российского премьера в Польшу и декларациях (должен признать, совершенно правильных и объективных), озвученных им на Вестерплятте. Дело в другом – в единовременном вбросе в российское информационное и общественное пространство оценок роли Польши в развязывании Второй мировой войны и ее действий в ходе этой войны. Этот вброс оставил, мягко говоря, тяжелое впечатление.

Сначала небезызвестная Наталья Нарочницкая в интервью таблоиду "Комсомольская правда" просветила общество по поводу того, что "плохие" поляки хотели расчленить Россию, для чего были готовы войти в союз с Гитлером. Затем отставной генерал-лейтенант Службы внешней разведки Лев Соцков именно 1 сентября представил сборник рассекреченных документов, касающихся внешней политики Польши в 1935-45 годах, которые, по его словам, доказывают, что Польша участвовала вместе с гитлеровцами в разделе Европы (конкретно - Цешинской области Чехословакии) и затем искала альянса с Гитлером. А многолетний министр иностранных дел межвоенной Польши Юзеф Бек был чуть ли ни германским агентом. Причем это вбрасывание совершалось столь навязчиво и активно, что у среднего читателя может возникнуть стойкое ощущение, что Польша практически виновата в части бедствий войны, обрушившихся на Россию.

– А как обcтояло дело в действительности?

– Мне кажется, что здесь все дело не в описанных фактах, а их интерпретации. Кстати, сборник документов СВР доступен на сайте РИА "Новости", каждый может его скачать и сделать непредвзятые выводы.

Здесь хотелось бы высказаться краткими тезисами. Да, конечно, коммунистическая Россия и Польша были противниками, в том числе и идейными. Но, с другой стороны, когда в Европе все очевиднее становилась неизбежность тотальной войны, польская дипломатия активно искала возможности сохранения нейтралитета и целостности страны путем заключения пактов с соседними странами, в том числе и с Германией. Однако следует помнить, что никогда Польша не искала наступательного союза с Германией и за два года до переговоров вела подобный дипломатический диалог с СССР. "Угроза" Польши обернулась почему-то тем, что эта страна пережила пятый раздел между Россией и Германией, который, что самое ужасное, имел не только политические последствия, но и привел к гуманитарной катастрофе, выразившейся в геноциде по отношению к польскому и другим народам, проживающим на территориях, вошедших в СССР по пакту Молотова-Риббентропа.

Но в рамках тематики Вашего издания, хотелось бы поговорить не об этом. А о том, что в рамках нынешнего юбилея Второй мировой с польским акцентом проявило себя подзабытое, странное и опасное явление – традиционная для России полонофобия, в силу своей остроты, приходящей не только в национально-культурную, но и в религиозную сферу.

– Что Вы имеете в виду?

– Известно, что история взаимоотношений наших двух стран и народов носит, что называется, отягощенную наследственность. Войны XVIIвека, пять разделов, в каждом из которых так или иначе участвовала Россия (1772, 1793. 1795, 1815 и 1939 гг.), восстания 1831 и 1863 гг., наконец "чудо на Висле" 1920-года сформировали на уровне обыденного сознания обоих народов в отношении друг друга, в том числе и в религиозной сфере, определенные стереотипы. Эти стереотипы расцвели в XIXстолетии и в сталинском СССР, причем в дореволюционной России антипольские стереотипы порождали антикатолические. Кстати, помните квинтэссенцию этой имперско-мещанской ксенофобии, во фразе, кажется, из чеховского "Ионыча": "А может ты жид, поляк и студент…".

Должен заметить, что в последние десятилетия эти взаимные стереотипы стали менее заметными. Мне регулярно, начиная с 80-х годов, приходится посещать Польшу, и в общении с родственниками и знакомыми я заметил следующее. Да, существует неприязнь к политике Российской империи и СССР, но эта неприязнь никогда не переходила на отношения к русским людям и на их религиозную идентичность. Однако многие события последнего времени дают основания опасаться, что ее величество полонофобия обретет свое второе рождение, породив, естественно, русофобию, в том числе и с религиозным подтекстом, в Польше. Да, в этой стране есть круги, относящиеся с тотальной неприязнью к России, тоскующие по Польше "от моря до моря". Однако влияние таких кругов на реальную политику страны куда меньше, чем влияние московского отделения "Союза православных граждан" на внешнюю политику России, а либеральный тренд в жизни общества куда более значителен, чем в нашей стране.

Еще давайте вспомним, что введенный по инициативе РПЦ МП День народного единства, традиционно отмечаемый националистическим шабашем на грани погромов, имеет ярко выраженный антипольский подтекст, который вполне вероятно может быть актуализован.

– И что делать, как этому противостоять?

– Так, как это, кстати, предложил в своей речи наш премьер, которому, несмотря на все критичное к его политике отношение, могу высказать за это респект. Взаимно гласно и открыто, на уровне диалога гражданского общества расставить акценты в нашем прошлом и с учетом его уроков строить настоящее и будущее. Ведь Польша для нас имеет ключевое геополитическое и геоэкономическое значение, прежде всего, на европейском направлении, и если эти отношения будут отягощены культурными предрассудками, это чревато и серьезными практическими последствиями. Польско-российский аспект всемирного диалога цивилизаций, на мой взгляд, сегодня имеет более важное значение, чем многие другие аспекты этого диалога, которые у всех на слуху. А для начала стоило бы нейтрализовать подобные провокационные попытки профессорш-историчек и генералов от кэгэбэрии, вчера еще принадлежавших к партийно-идеологической номенклатуре, а сегодня, конечно же, ставших брутальными православными державниками, посеять культурную и в какой-то мере религиозную фобию по отношению к соседнему народу с богатой историей и культурой.

Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал–Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования