Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Управляющий делами Архиерейского Синода РПАЦ архиепископ Борисовский и Отрадненский ФЕОДОР (Гинеевский): "Церковным верующим людям всегда было важно, кто с ними – батюшка или требоисправитель, еретик или отступник, и как он молится"


"Портал-Credo.Ru": Что Вы можете сказать обо всяческих обвинениях в адрес Митрополита Валентина (Русанцова)?

Архиепископ Феодор:  Когда читаешь всевозможные сообщения о Российской Православной Автономной Церкви (РПАЦ), как положительные, так и отрицательные (больше, конечно, отрицательных), становится ясным, как день, что люди не слышат слов Христовых: "От слов своих осудишься, и от слов своих оправдаешься". Вместе с тем, можно и посмотреть, кому выгодно.

Когда человек чем-то не угоден, то его всячески стараются очернить. Святителя Иоанна Шанхайского, трудившегося для спасения детей-сирот, обвиняли и подозревали в пристрастиях к малолетним. Святителя Иоанна Златоуста обвиняли в расточительстве, в разгульной жизни с женщинами. Святого Серафима обвиняли в воровстве средств Саровского монастыря и одновременно выслеживали для компрометации его из-за общения с ним "дивеевских сирот". Калужский архиерей сам отправился в женский Шамординский монастырь с тем, чтобы насильно отправить преподобного Амвросия в Оптину в мужской монастырь, и только кончина преподобного предотвратила его, так сказать, депортацию. Брата Иосифа, хранителя чудотворного мироточивого Иверского образа, также подвергли тяжкому обвинению. Список можно продолжать до бесконечности. Обвинительная база всегда привлекала досужих сплетников, которые вроде бы в возмущении своем и осуждении пороков питали им свои тайные похотливые мысли. Муссированная ими данная тема, по сути, подпитывала темную строну их порочного сердца. Это равносильно тому, как всевозможные подробные журналистские расследования того или иного преступления служат неким пропагандистским, завуалированным ходом для тех, кто планирует их совершать. Кто постоянно рассуждает о чужой ориентации, сам не уверен в своей.

Я вспоминаю, как все было. Архимандриту Валентину было предложено ради святого послушания письменно отказаться от верующих суздалян, которых именовали некоей околоцерковной, неформальной группой. Об этом был целый репортаж петербургской программы "Пятое колесо", об этом прямо говорил тогдашний епископ Валентин (Мищук). Причиной снятия архимандрита Валентина были не обвинения в каких то якобы совершенных им моральных грехах, но нежелание настоятеля писать отчеты о посещающих его дом иностранцах, причем его личных гостей и друзей. "У вас не могут быть друзья капиталисты", – заявил архимандриту архиепископ Валентин (Мищук). Когда же епископ Валентин категорически потребовал от настоятеля эти злополучные отчеты, то услышал, что эти доносы архимандрит Валентин предоставлять не будет. Затем и последовало это злополучное увольнение или перевод, как угодно это действо назовите. В эфире популярной в то время передачи "Пятое колесо" епископ Валентин (Мищук) и заявил: причина перевода – нежелание Валентина (Русанцова) писать ему отчеты: "Мы все пишем: и я, и Патриарх..."

Когда же приехал назначенный настоятель Дмитрий Нецветаев и сопровождавший его секретарь Владимирской епархии протоирей Георгий Горбачук, то они, подставляя своего епископа, объявили верующим причину снятия и перевода их настоятеля: вашего настоятеля переводят за нежелание писать отчеты на посещающих его дом иностранцев. Верующие воспротивились: все знали отца Нецветаева и то, что он довольно складно умеет писать отчеты – он ведь был представителем патриархии в Египте. Сегодня пишут доносы на иностранцев, а завтра на прихожан. Верующие не допустили духовенство, присланное епископом Валентином (Мищуком), говоря, что новому настоятелю они не доверяют.

Архимандрит Валентин лежал в это время в больнице в Москве. Кто болеет диабетом, тот знает, что такие стрессы опасны. Владыка Валентин не просто уволил архимандрита Валентина, но еще умудрился заодно уволить весь штат собора. И нечего там говорить, что архимандрит Валентин не подчинился, впал в гордыню. Конечно, ревнителям патриархийных послушаний мило было знать, что их настоятель ради "святого послушания" старательно строчит доносы и на чужих, и на своих. Но суздалян такие настоятели не устраивали. Кроме того, архимандрит Валентин все же подчинился, готов был выполнить послушание и поехать в Покров, куда его перевели. Но он не мог этого сделать, так как лежал в больнице. Ход его лечения контролировали из самой патриархии – лечащий врач удивлялся этому контролю, потому что такого в его практике не было. Синодалы из Чистого переулка, видимо, судили по себе – они не верили, что у больного диабетом могут еще быть какие-то обострения. Сытый голодного не разумеет. Это подтверждает и ситуация с епископом Диомидом. Младшее духовенство написало прошения в заштат, чтобы обеспечить уход за больным настоятелем. Их прошение без всяких претензий со стороны правящего архиерея и его приближенных было удовлетворено.

Но народ требовал вернуть настоятеля - и заодно духовенство. Дошло до того, что синодалы, чтобы заставить верующих принять новых священников, вообще лишили суздалян в праздник Крещения Господня великого водосвятия. Сами виноваты, мол, – попа не хотите принять. Когда верующие приехали за правдой в Москву, так там целый переполох был. Синодалы вызвали милицию, испугались своей собственной паствы, решив, что облеченные в фуфайки старушки начнут штурмовать здание Синода. Покойная секретарь-машинистка патриархии Колчицкая, та вообще выразилась резко: "Заработали эти бабки себе пенсии, а теперь с жиру бесятся". Бог ей судья. Поистине, хочешь узнать мнение начальства, побеседуй с его прислугой. Вот тогда верующие и сказали: "Мы уйдем в Зарубежную Церковь!" - и услышали: "Да идите вы на все четыре стороны, кому вы и нужны?!"

После болезни архимандрита Валентина его вызвали на Синод, где в присутствии Патриарха Пимена (Извекова) потребовали от него письменного отказа от верующих суздалян с тем, чтобы он осудил их действия по защите своего же храма и той духовной жизни, которая в нем была уже осуществлена.И не просто написать отказ, но еще и оклеветать, назвав их "околоцерковной неформальной группировкой". Тогда отец Валентин и сказал, что он выполнит послушание и пойдет в Покров, куда его переводили, или перейдет в другую епархию. Но письменного отказа от паствы, а тем более заведомой клеветы, как наименование её "околоцерковной неформальной группировкой", он не будет – это противно его совести. Он не может плюнуть людям в душу. Патриарха Пимена, который был уже совсем в ужасном состоянии, увели. Похоже, он вообще не понимал, что же там происходит, но перед уходом Патриарх, улыбаясь и делая одновременно скорбное лицо, произнес: помоги вам, Господи, отец архимандрит! Зато владыка Кирилл (Гундяев) так и взвился: "Какая, мол, душа, батенька мой! О какой это вы душе здесь вещаете? Вы с ног на голову все христианство ставите! Вам дан приказ – выполняйте. Трудно было архиепископу Владимиру отказаться от Краснодара, а вот отказался и митрополитом, смотри, скоро будет. А вы, может быть, и архиереем стали бы..." Но архимандрит предпочел не отказываться от тех, кто ему доверил свои чаяния, и не плюнул в душу своих прихожан, как от него требовали в Синоде.

Вот и вся гордыня. Ради приобретения высшего сана, внешнего благополучия и почета нужно совершить малый грех, на котором зиждется сергианство. Незначительный. Этот грех, облеченный в скромные одежды "святого послушания", действительно высоко возвеличен в Московской патриархии, где, как свидетельствует владыка Валентин (Мищук), и он, и Патриарх – все пишут отчеты. Уж назвали бы их просто – доносы. И каждый, кто не следует этому "святому правилу", или должен уступить - или будет выброшен за корму церковного корабля.

- Правда ли, что паства митрополита Валентина сокращается и покидает его?

– Когда говорят, что в Суздале в храмах владыки Валентина уменьшилась паства и его покинула – это не соответствует действительности. За 19 лет действительно из прихожан многие ушли, но не в патриархию. Те, кому было в 1990 году 80, 70, 60, – ушли в мир иной, в мир жизни вечной. Царствие им Небесное! Ушли и те, кто был испуган и кто боялся гонений, как, например, некая Зинаида Коровина: "Что Вы! Это ведь как опасно – Америка! А что власти скажут?" Но большинство тех, кто был тогда, – остались. И теперь приходят новые люди, которые ищут правды Царства Божия. Можно ли предать своего духовника, которого ты видишь? А как можно быть с Богом, который невидим? Сможет ли кто в таком случае быть верным Ему?

Вот некоторые, не будем указывать их поименно. Они чернят митрополита Валентина и всю РПАЦ, считая, что здесь чуть ли не агенты всевозможных антиправославных иностранных спецслужб.

Не нужны эти агенты, поверьте! Сама Московская патриархия делает все возможное, чтобы дискредитировать Православие и Церковь, чтобы оттолкнуть от неё верующих и всех, ищущих пути к жизни вечной. "С преподобным преподобен будеши, а с нечестивым развратишишися". Замученный уже в хрущевских лагерях исповедник православия Борис Талантов назвал Московскую патриархию "агентом мирового антиправославия".

Когда читаешь рассуждения некоторых о том, что верующим все равно, с кем молиться, с каким священником или архиереем, понимаешь, что это пишет не совсем православно воцерковлённый человек. Церковным верующим людям всегда было важно, кто с ними – батюшка или требоисправитель, еретик или отступник, и как он молится.

Это показало и время, когда воцерковлнный народ бывшей царской России пошел в большинстве своем не за обновленцами, а за святым Патриархом Тихоном. Чтобы совершить новую революцию и увести людей от Православия, избрана теперешняя тенденция – сохранять видимое здание Церкви, подрывая её фундамент. Вы не верите? Обратитесь к профессору Московской Духовной академии диакону Кураеву. Он рекомендует, взяв Книгу Правил апостольских и Святых Отцов, поцеловать её и положить на полку, забыв о её содержании. Хорошо, что хоть поцеловать посоветовал и положить на полку, а не выбросить или сжечь. Потому что все эти правила, видите ли, уже устарели – Церкви нужно идти в ногу со временем. И это говорит не какой-нибудь батюшка-обыватель, беспокоящийся о том, принесет ли ему бабуля гуся, а если да, то чтобы непременно жирного, а профессор, который воспитывает священнослужителей.

Как можно вести церковный корабль без руля, парусов и прочих приспособлений? Ведь каноны и являются инструментами, с помощью которых управляют церковным кораблем. А поскольку народ не воцерковлён и больше подвержен не здоровой церковной жизни, а всевозможным имеющим церковную окраску суевериям, его очень легко обманывать и использовать.

Но почему-то никто из всех защитников Московской патриархии не вспоминает ими зело возлюбленную Католическую Церковь-Сестру. Её племяннички хоть поинтересовались бы, чем же закончился тётин поход в ногу со временем. А вот тем, что мы сейчас и видим. В католических странах катастрофически нарастает неверие, нигилизм, идет отток народа из Церкви – и пресловутые реформы не помогают. Это в странах, где не было безбожных правителей, где не было гонений на Церковь. А теперь Папа Римский и его Церковь возвращаются к тем традициям, от которых они отказались, ради желания идти в ногу со временем.

- Слышны такие высказывания: "В Суздале молятся не Богу, а митрополиту".

– Ошибаются, в Суздале молятся Богу вместе с митрополитом. И, кроме того, в Суздале верующие намерены отстаивать свои храмы.

Но посмотреть нужно на все это с другой стороны. Все те, кто получил исторические храмы или принял эти храмы от государства в пользование безвозмездное и бесплатное, становятся заложником щедрого собственника. Получится так: когда ваши действия не будут согласовываться с желанием собственника, то собственник лишит вас собственности. Об этом нужно помнить всем. Не только в РПАЦ.

Когда выгоняли архимандрита Валентина, то среди этого духовенства находился архимандрит Юстиниан. Он даже подписал некую бумагу о том, как разъяренные верующие чуть ли не убили отца Нецветаева (чего естественно не было и не могло быть). Когда же его спросили: "Батюшка как вы могли такое подписать?" Он промолвил: "Мне велено было, я выполнял послушание". Прошло время, и другие, выполняя такое же "святое послушание", изгоняли отца архимандрита из им организованного Рождественского монастыря. Естественно, изменив при этом уклад налаженного отцом Юстинианом в монастыре быта.

Так что не спешите радоваться чужому несчастью. Может такая же "радость" посетить не только других, но и вас, и вы останетесь у разбитого корыта, пардон, у порога церковного. А чиновники поставят на ваши места угодных им людей, которые будут привлекать всевозможные инвестиции для якобы спасения уцелевших памятников.

- Как Вы относитесь к предполагаемой передаче почти всей церковной собственности во владение Московской патриархии?

- Не следует забывать и то, что и храмы, и обители не принадлежали Церкви в юридическом отношении. Не принадлежали они и государству. Какому государству принадлежал Дивеевский монастырь, если его земля была куплена Агафией Мельгуновой, которая на этой, ею купленной, земле и построила монастырь? А теперь он в безвозмездном пользовании у Церкви. С какой стати? А с другой стороны, уже устроив обитель, Агафия Мельгунова передала ее не Синоду, не государству, а своим преемницам. Так и преподобные Зосима и Савватий приобрели Соловецкие острова у Марфы-посадницы. Кому принадлежала Марфо-Мариинская обитель в Москве, если её земля и строения были приобретены и построены иждивением настоятельницы – преподобномученицы Елисаветы? Понятия юридического лица как такового в целом всей Церкви – не было, а было то, что кто-то жертвовал монастырю, приходу, храму. Вот они – все эти приходы, монастыри, храмы - и имели то, что сегодня называется иметь юридическое лицо, а не централизованная организация, не давшая ничего, а потребляющая и грабящая приходы.

В Суздале храмы построили посадские люди, и им эти храмы и принадлежали. Они за эти храмы и отвечали, следили за их благосостоянием. А церковная власть лишь назначала туда священников, закрепляя порой за целым священническим поколением тот или иной храм, например, в Суздале было священническое семейство Цветковых, и почему-то церковной власти не приходило в голову гонять их с прихода на приход.

Если священническое место за неимением сына оставалась дочери, то какой-либо семинарист, обычно из священнического рода, обязан был на ней жениться и получить, таким образом, место на приходе. Не верите? Прочтите житие святого праведного Иоанна Кронштадского. Его брак с его матушкой был заключен именно на этих условиях. Теперь это, видите ли, устарело для Московской патриархии.

То ли дело, когда на приходе через каждые год, три года, а то и через месяц меняется батюшка. Сразу же видно, что архиерей не бездействует, а управляет епархий. Не переводил бы, так что ж ему делать то было бы? Скучно. А так и попов погонять, и самоутвердиться. А тут возмущение, бунт черни!

Кстати, когда суздаляне ждали владыку Валентина (Мищука), он так и сказал: "Я не буду кланяться этой черни!" Так и выявляются раскольники. Агенты антиправославных сил, которые начинают бунтовать против смиренных владык, которые так самоотверженно осуществляют завет Своего Господа: "Кто хочет быть первым, да будет всем слугой". Притом сколько нужно сил и средств, чтобы организовывать потом кампанию по их очернению, простите, по их разоблачению, подключать СМИ, журналистов – они ведь должны как -то трудиться. Не оставлять же людей без работы! Ведь они бесплатно этого делать не будут. Сказано же в Писании: "Достоин делатель мзды своея".

Все очень грустно, и все не по-христиански в обществе, которое возрождает Московская патриархия. Но зато действенно: сильного – всегда бессильный виноват!"

Беседовал Алексей Головинский,
для "Портала-
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования