Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Религиовед, публицист, эксперт МБПЧ ЮРИЙ ТАБАК: "Официальное отношение Ватикана к епископу Марселю Лефевру осталось прежним. Сделан лишь первый шаг на пути примирения"


"Портал-Credo.Ru": Как бы Вы могли прокомментировать ситуацию, складывающуюся сейчас в Католической Церкви в связи с тем, что в лоно Церкви вернулись четверо епископов-лефевристов и среди них епископ Уильямсон, который прославился своим отрицанием Холокоста?

Юрий Табак: Я могу определить случившееся следующим образом: с одной стороны, это просто казус, и я постараюсь объяснить, почему. С другой стороны, это событие отражает некоторые реалии, имеющие место и в Католической Церкви, и в иудейских отношениях. Здесь нужно также учитывать взаимодействие событий, происходящих в мире, с их освещением в масс-медиа, то есть со взглядом на события журналистов.

Прежде всего, что, собственно, произошло? 24 января Бенедикт XVI, нынешний Папа, отменил решение об отлучении от Римско-католической Церкви последователей ультраконсервативного епископа Марселя Лефевра, основателя так называемого братства св. Пия X. Это ультраконсервативное сообщество в лоне Католической Церкви, которое не признает решения II Ватиканского Собора и которое следует консервативным и, как многие считают, реакционные взглядам старой еще католической Церкви, ведущей свои теологические и социальные взгляды еще со времен Средневековья.

Дело в том, что Лефевр, вопреки канонам Католической Церкви, самолично рукоположил в епископы несколько человек. Отношения между Братством св. Пия X и Ватиканом практически не восстановлены. Это был раскол в Римско-католичесокой Церкви, который вызвал довольно серьезные потрясения, раскол 20 века. Естественно, что никакого рукоположения епископов официальный Ватикан не признал. Но в последнее время намечается тенденция к единению Католической Церкви перед лицом дальнейшей секуляризации, перед лицом прочих проблем, которые возникают в мире. Уже в конце потнификата Иоанна Павла II и с началом понтификата этого Папы предпринимались различные действия, направленные на это. Бенедикт XVI решил в качестве первого шага объявить об отмене экскоммуникации четырех епископов. Тут надо обратить внимание на то, что отмена экскоммуникации отнюдь не признает этих четырех человек как епископов, они не восстановлены, не признается их сан, не признается братство св. Пия X как часть Католической Церкви, не признается ее официальный статус. Официальное отношение Ватикана к этому братству и к епископу Марселю Лефевру осталось прежним. Сделан лишь первый шаг на пути дальнейшего примирения, взаимопонимания, исправления, возможно, ошибок и пр. То есть это чисто внутрикатолический момент.

Проблема в том, что один из этих епископов, а именно Уильямсон, выражает те взгляды, которые называются в современном мире ревизионистскими: он отрицает, по сути дела, Холокост, он отрицает то, что евреи сжигались в газовых камерах. Все дело в том, что эти взгляды в принципе характерны для такого ультраконсервативного сообщества, как братство св. Пия X - именно в силу их непризнания нового курса развития Римско-католической Церкви после II Ватиканского Собора. Они не признают II Ватиканский Собор и вместе с ним они не признают новый курс отношения к другим религиям – к иудаизму, к христианским конфессиям, таким, как православие и протестантизм. Они не признают документы II Ватиканского Собора, такие, как "Nostra Aetate", которые определяют новый курс отношений. Поэтому в известной степени традиционные средневековые отношения к иудаизму и к евреям характерны для них как для носителй такого ультраконсервативного сознания. И ничего удивительного в том, что епископ Уильямсон имеет такие взгляды, нет. Другое дело, что он единственный из этих четырех епископов, кто высказал их публично. Но тут опять мы имеем налицо казус.

Вообще вся эта история является плодом некоторого недоразумения. Дело в том, что указ о возвращении в лоно Церкви этих четырех епископов был озвучен за несколько дней до того, как епископ Уильямсон выразил свою точку зрения относительно Холокоста и относительно газовых камер в интервью, данному шведскому телевидению. Ни Папа Бенедикт XVI, ни курия не могли знать о его взглядах.

Один из комментаторов католического агентства "Зенит" также заявляет: Папа просто не знал о том, что такие взгляды выражались. Поэтому вся эта история является плодом недоразумения. И теперь Папе и курии остается только оправдываться в том, что они не знали, что Уильямсон выражает такие взгляды, говорить о том, что этот шаг по их реэкскоммуникации, по возвращению в лоно Католической Церкви, никак не связан с отношением этих епископов к Холокосту.

Но как нарастающий снежный ком эти события привели к шуму в прессе, к высказываниям различных лидеров, политических и религиозных, которые не всегда имеют отношение к этой теме, а завязаны на других политических событиях. В частности, мне кажется, что последнее высказывание канцлера Федеративной Республики Германия Ангелы Меркель, которая обычно не включаетсяв религиозную полемику, а тем более связанную с такой острой темой, как отношения с Ватиканом, я думаю, конечно, связано с общей ситуацией и в Европе, и в Германии: с ростом антисемитизма, с резким заявлением еврейской общины Германии, которая порвала контакты с Ватиканом. И высказывание Меркель направлено на поддержку этой общины и на сближение правительства Германии с еврейской общиной, которая в последнее время говорит о росте антисемитских настроений в Германии.

Так же точно речь идет о неграмотности многих журналистов, о шуме, не имеющем оснований. В российской прессе, в частности, появились несколько публикаций на эту тему, в которых говорится о четырех священниках, даже не епископов, которые не признают Холокост. Никаких четырех священников там не было, там было четыре епископа, и только один из них, а именно Уильямсон, завел разговор о Холокосте и газовых камерах, остальные ни при чем.

Это странная история, которая в полной мере отражает ту неразбериху и те сложные отношения как внутри Католической Церкви, так и отношения Ватикана с Израилем, нынешнее состояние которых тоже не является производной только от последнего решения Папы Бенедикта XVI. За последние несколько месяцев, с начала понтификата Бенедикта XVI, эти отношения претерпели значительное ухудшение вследствие нескольких шагов, предпринятых римской курией, в частности, утверждение старого латинского богослужения, пятничного, разрешения на его служение, где содержатся в известной степени антииудейские пассажи, упорное желание канонизировать Папу Римского Пия XII, который возглавлял Католическую Церковь в период войны, чему противятся очень многие иудейские деятели, а также ряд христианских, считая, что Папа очень мало сделал для того, чтобы помешать Холокосту и спасти евреев. Поэтому вся эта история вполне вписывается в нынешнее мироустройство и в нынешний религиозный миропорядок.

Сегодня появились сообщения о том, что Уильямсон в своем официальном блоге принес извинения Папе, сказав, что он никак не хотел обидеть евреев. В "Мире религий" написано, что Уильямсон "выразил сожаление", что его неосторожные фразы вызвали полемику. Исходя из текста, можно понять что он извинился не за свое мнение, а за его последствия. Надо посмотреть первоисточник.

- Вчера появилось заявление секретариата Святого престола, в котором однозначно сказано, что в том случае, если Уильямсон публично не отречется от своей точки зрения, будет ставиться вопрос об отлучении его от Церкви, где он в этом случае не сможет оставаться.

- Мне кажется, Ватикану надо сделать более последовательное и точное заявление о происходящем. Все предыдущие заявления разрозненные. Такая дробность этих заявлений вносит некоторую сумятицу. Мне кажется, надо было бы из этих разрозненных завлений сделать одно: о том, что отмена экскоммуникации четырех епископов является внутрикатолическим делом, не имеющим отношения к иудео-христианским отношениям, что ни курия, ни Папа не знали о высказывании Уильямсона, которое было сделано за несколько дней до решения Папы, и в результате, узнав об этом решении они постановили, что если он не откажется от таких взглядов, то он будет отлучен и т.д. Такое ясное и точное заявление, еще раз подтвердившее незыблемость отношения Ватикана к вопросам реальности Холокоста и необходимости дальнейшего развития иудео-христианских отношений, внесло бы некоторое спокойствие в ряды как лагеря иудеев, так и на журналистском фронте, и вообще в нынешнюю политическую ситуацию.

Беседовал Владимир Ойвин,
"Портал-
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования