Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МнениеАрхив публикаций ]
 Распечатать

Главный редактор газеты "Ислам минбере" ("Трибуна ислама") ИЛЬДАР МУХАМЕДЖАНОВ: "Ислам запрещает ситуацию, когда заложниками войны, как это происходит в Газе, становятся старики, женщины, дети с обеих сторон"


"Портал–Credo.Ru": Ильдар-эфенди, как можно оценить нынешнее противостояние в секторе Газа – как локальную военную операцию, очередной раунд палестино-израильского противостояния, или как проявление цивилизационного конфликта ислама с остальным миром?

Ильдар Мухамеджанов: У этого конфликта очень много составляющих, в том числе и религиозная, поэтому ему трудно дать однозначное определение. В данном формате это не есть противостояние между Израилем, ФАТХом и ХАМАСом, или арабо-израильский конфликт. Все эти события и палестинскую проблему в целом можно определить как проявление исторически сложившейся общемусульманской проблемы, заключающейся в общем ослаблении ислама. Оно проявилось в том, что с политической карты мира исчезли последние исламские государства. Исчез становой хребет, поддерживающий само бытие исламской цивилизации. Напомним также, что активная еврейская иммиграция в Палестину началась именно в годы ослабления последнего халифата – Османской империи, и процесс этот закончился передачей мандата на управление Палестиной Великобритании.

В качестве иллюстрации приведу такой пример: сегодня среди стран-участниц квартета посредников по Ближнему Востоку нет ни одного исламского государства. Эти проблемы решаются за пределами региона. К кому апеллирует Израиль? К США, в меньшей степени – к Евросоюзу. К кому апеллирует ХАМАС и палестинцы? Опять же к США и Евросоюзу. Поэтому можно сказать, что в нынешнем международно-политическом формате это проблема не решаемая. Ее решение постоянно наталкивается на взаимоисключающие позиции сторон. Пример – провал арабской мирной инициативы, когда арабские страны предлагали Израилю признание в обмен на отход к границам 1967 года. Приходится констатировать, что сейчас арабский и, шире,  мусульманский мир выключен из процесса ближневосточного урегулирования. Но если непосредственные жители региона не допускаются к участию в решении региональной проблемы, то она по определению решена быть не может.

– Но не поможет ли решению проблемы, то, что за нее сейчас взялись своего рода мусульманские "пассионарии" – ХАМАС и политическое руководство шиитского Ирана?

– Идет процесс, характерный для Ближнего Востока – легитимизация политического движения через действия вооруженного или, если хотите, насильственного характера. Все ближневосточные игроки, включая Израиль, арафатовский ФАТХ, да и другие режимы региона прошли через эту непременную стадию политики насилия. Можно вспомнить и 1948 год, и историю ФАТХ, также считавшегося террористической организацией, но, в конце концов, израильтяне сели с ним за стол переговоров. Сейчас цель ХАМАС достигнута, и он легитимизировал себя через вооруженные действия. Ведь политика напоминает азартную игру. Проигрывающая сторона – в данном случае палестинцы – постоянно повышает ставки. Но особенность политического казино в том, что отсюда нельзя уйти в пух и прах проигравшимся. Те завоевания, которые удалось сделать палестинцам, за ними и останутся. Однако, несмотря на то это, политическая фортуна пока не на их стороне. Но, вполне возможно, она еще повернется лицом к ним.

– В этой связи представляется, что в регионе идет еще один специфический процесс – стремление к легитимизации не только через вооруженную борьбу, но и через облачение сугубо политических мотивов, целей идей во внешне исламскую, религиозную форму. Как это может сказаться на исламе как религии? Не навредит ли это его духовной сути?

– Если Вы имеете в виду ХАМАС, то должен заметить, что это организация, не являющаяся классическим движением сопротивления, наподобие партизан времен Второй мировой войны. Оно является, не в последнюю очередь, политическим и поэтому должно играть по определенным правилам политической игры, подчиняться этим правилам. Инструментарий любого политического движения на Ближнем Востоке ограничен набором исторически сложившихся факторов, и на основе этих факторов до сих пор формируется политическая реальность.

– В том числе и на основе исламского фактора?

Проблема обладания Палестиной, Иерусалимом, является центральной для всех трех монотеистических религий. Можно вспомнить христианские крестовые походы. Эта проблема важна и для иудеев, особенно, в эсхатологическом плане. Для мусульман этот вопрос тоже важен. И так как статус Иерусалима – одна из ключевых проблем всего палестинского урегулирования, то религиозная составляющая здесь постоянно присутствует. Но она не единственная и решение проблемы Иерусалима серьезно бы отодвинуло на второй план, а то и вообще бы исключило религиозную составляющую из палестинской проблемы. Кстати, и палестинские христиане-православные также выступают на стороне ХАМАС и также требуют возвращения им Восточного Иерусалима.

В нынешней ситуации "религиозный" фактор является, скорее, "крипторелигиозным". И нынешнее руководство Израиля секулярно, и среди палестинцев много секулярных деятелей. Но так как ХАМАС позиционирует себя именно как исламское движение, оно не только не обходит, а, вполне естественно, использует исламский фактор.

– Ваш краткосрочный прогноз по развитию ситуации?

– Меня не покидает ощущение, что в Палестине идет некая постановка политического театра абсурда. Например, израильский премьер Ольмерт во время встречи с президентом Франции Саркози уже заявляет, что речь идет не об отстранении от власти ХАМАС, а всего лишь о прекращении обстрелов Израиля. Это как-то не вяжется с более ранними заявлениями израильского руководства о том, что ХАМАС – террористы, а теперь им даже готовы власть оставить. Также президент Буш, который говорит, что лучше бы ХАМАС занимался проблемами сектора Газа, а не пуском ракет. Нельзя говорить, что есть договоренность на уровне элит, но, очевидно, что излишнее обострение ситуации в Газе не нужно никому. Оно не нужно Египту, куда в случае войны хлынут потоки беженцев. Да и другим странам совсем не нужно, если в регионе начнут воевать по-настоящему.

Перед нами, на самом деле, некий ближневосточный политический ритуал, можно даже сказать, игра. Но фишками в этой игре становятся люди, а ставкой – человеческая жизнь. Вот почему суфийские шейхи говорят: "Там, где начинается политика, кончается ислам". Ислам как религия запрещает ситуацию, когда заложниками войны становятся старики, женщины, дети. С обеих сторон. И вина в таких ситуациях лежит исключительно на конкретных политиках. Религия здесь ни при чем.

Беседовал Валерий Емельянов,
для "Портала–Credo.Ru"

Фото с сайта: fotki.yandex.ru


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования